Сегодня во второй половине дня в столицу Узбекистана с официальным визитом прибывает руководитель Министерства иностранных дел России Сергей Лавров. Особую важность данного вояжа главы российского внешнеполитического ведомства подчеркивает тот факт, что министр не стал отменять его, несмотря на не совсем благоприятные личные обстоятельства, – на днях С. Лавров поломал руку, однако, это обстоятельство не повлияло на первоначальные планы. А обсудить ему в Ташкенте, в самом деле, предстоит очень важные вопросы, что обусловлено текущим характером двухсторонних отношений, которые в последнее время носят, мягко говоря, не совсем дружественный характер. Предполагается, что С. Лавров проведет встречу с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, а также со своим узбекским коллегой – Абдулазизом Камиловым.
Вопросы, которые предстоит обсудить сторонам, имеют различные плоскости, как прикладные, характеризующие конкретику отношений, в том числе экономического характера, так и более общие, геополитического плана, которые представляются более важными и перспективными. Среди текущих вопросов, следует отметить ситуацию, сложившуюся вокруг деятельности дочерней компании российского мобильного оператора «МТС», которая, как известно, была «убрана» с узбекского рынка, однако, в последние дни появились сигналы к тому, что ее работа может быть возобновлена. Кроме того, как уже сообщал ранее «Биржевой лидер», первый заместитель руководителя правительства Узбекистана Рустам Азимов призвал Москву пересмотреть решение о введении утилизационного сбора с импортных автомобилей, что сильно повлияло на объемы реализации автомобилей производства «UzDaewooAuto», где выпускаются авто марок «Daewoo» и «GM».
Существует между сторонами ряд вопросов, которые значительно влияют на политический формат отношений. Без сомнения, очень болезненно в Ташкенте воспринимаются последние инициативы Москвы по участию в гидроэнергетических проектах соседних государств региона – Кыргызстана и Таджикистана. И. Каримов и другие узбекские чиновники высокого ранга неоднократно заявляли о том, что вопросы водопользования в Центральноазиатском регионе должны решаться в интересах всех государств-соседей, а в условиях, когда планируется реализация Рогунского проекта и проекта по строительству первой очереди Камбаратинской ГЭС, в Узбекистане опасаются, что это может нанести экономический и экологический ущерб регионам, расположенным вниз по течению Амударьи и Сырдарьи.
Трудно сказать, чего в таких действиях Москвы больше – экономического расчета, желания укрепить свое влияние в регионе, либо дать Ташкенту понять, что его геополитический демарш последних лет, связанный с выходом из Организации Договора коллективной безопасности государств СНГ, и дальнейшим сближением с США по тематике регионального сотрудничества. Политические эксперты отмечают, что в действиях Ташкента прослеживается логика, ибо, на фоне ослабления отношений с Москвой, Узбекистан интенсифицировал диалог с Вашингтоном, и в США его уже рассматривают как один из своих форпостов в регионе, в особенности в свете вывода контингента войск НАТО из Афганистана, намеченного на 2014 год. В Узбекистане осознают, что после того, как контингент покинет Афганистан, соседнее государство может стать источником дестабилизации в регионе, посему, уже сейчас необходимо заручиться поддержкой влиятельных союзников, и, судя из происходящего, США в глазах руководства Узбекистана выглядит более надежным партнером, нежели Россия. Москву же это, вполне очевидно, не устраивает.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», предстоящий визит С. Лаврова выглядит очень своевременным, вместе с тем, пока трудно судить о том, насколько стороны готовы обсуждать геополитические вопросы. Можно предположить, что по его итогам будут озвучены некие совместные декларации об укреплении стратегического партнерства, однако, практика показывает, что зачастую это лишь слова, посему, остается ждать дальнейших действий, ибо кому-то, очевидно, необходимо будет идти на уступки.
Автор: Ростислав Белый