Наше издание неоднократно обращалось к проблеме прекращения деятельности компании «Уздунробита», предоставлявшей в Узбекистане услуги мобильной связи под брендом «МТС». Ситуация, в которой оказалась «дочка» российского оператора мобильной связи казалась безвыходной и безальтернативной, однако, вполне возможно, все еще может обернуться благополучно, ибо в настоящее время начались переговоры о процессе возможного возвращения «МТС» на узбекский рынок. Об этом, как сообщает информационное агентство «ИТАР-ТАСС» заявил сегодня в Нью-Дели руководитель компании «Система», владеющей брендом «МТС», Владимир Евтушенков. По его словам, интенсивный переговорный процесс уже начался на межправительственном уровне, впрочем, в компании не ожидают скорого разрешения проблемы, ибо, по словам самого В. Евтушенкова, переговоры могут длиться еще несколько месяцев, впрочем, в нынешней ситуации «плюс-минус один, два или три месяца особой роли не сыграют». В то же время, как отметил российский бизнесмен, прибывший в Индию в составе делегации российских деловых кругов совместно с Президентом России Владимиром Путиным, имеется понимание того, что вряд ли «МТС» сможет вернуться в Узбекистан и начать работать на прежних условиях. «Вероятно, тех условий что были, уже не будет, так как «нельзя дважды войти в одну реку», - подчеркнул В. Евтушенков. Вместе с тем, он не стал детализировать условия дальнейшей возможной работы в Узбекистане, ибо, пока не ясно, что может быть предложено узбекской стороной. В. Евтушенков в то же время напомнил, что помимо оживления диалога на межправительственном уровне, определенные усилия в кризисной ситуации прилагались также и российским Министерством иностранных дел. Впрочем, вполне очевидно, что развязка ситуации наступит уже в будущем году, отметил глава компании «Система».
История «МТС» в Узбекистане
Вполне возможно, что бренд «МТС» вернется на узбекский рынок, вместе с тем, как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», очевидно, что ключом к решению данной проблемы станут не экономические и финансовые, а политические договоренности, в том числе, рассматриваемые через призму стратегических отношений между Узбекистаном и Россией, которые в силу ряда причин, и не в последнюю очередь скандала вокруг устранения «МТС» из Узбекистана, были существенно омрачены на протяжении уходящего года. Власти Узбекистана, начав компанию против «дочки» «МТС» лишний раз доказали тот факт, что там, где существует личная заинтересованность власть имущих, все средства хороши.
Первые сигналы о приближающемся полномасштабном скандале, появились еще в июне, когда представителями Государственной инспекции связи Узбекистана было во всеуслышание заявлено о том, что часть оборудования «Уздунробита» эксплуатирует без лицензии. Последующие проверки ряда контролирующих органов, включая Генпрокуратуру, выявили, по официальной информации, злоупотреблений сперва на сумму в 1,27 миллиона долларов, которая в последствии многократно выросла. При этом, в претензии со стороны государства была выставлена сумма налоговой недоимки, объем денежных средств, который «отмывался преступным путем», и целый ряд других.
При этом, не подействовали даже апелляции со стороны головной компании «МТС» к Президенту Узбекистана Исламу Каримову, и 13 августа Ташкентский городской хозяйственный суд вынес вердикт об аннулировании лицензий на предоставление услуг мобильной связи. На следующий день мобильные телефоны более 9 миллионов абонентов крупнейшего, на тот момент, оператора связи, безжизненно замолчали.
Каковы шансы?
Безусловно, если вопрос решается на самом высоком правительственном уровне, шансы на то, что «МТС» все же вернется на узбекский рынок, имеются, и немалые. Впрочем, также понятно, что вопрос «МТС-Узбекистан» может стать предметом торга между Москвой и Ташкентом, при котором каждая из сторон будет стараться иметь выгоду. Для Узбекистана это, в нынешней ситуации, благосклонность России на фоне выхода из ОДКБ, в том числе, в отношении событий вокруг дочери И. Каримова – Гульнары, на московскую недвижимость которой осенью был наложен арест. Для Москвы же некая договоренность, помимо очевидной финансовой выгоды, может значить нечто большее, что позволит оставить Ташкент в ареале своих стратегических интересов в Центральноазиатском регионе, где в последнее время активизировался и Вашингтон.
Автор: Ростислав Белый