Наше издание уже не раз сообщало о том, что с наступлением холодного времени года большинство граждан Узбекистана вынуждены испытывать значительные неудобства в связи с энергетическим кризисом, который обусловил отсутствие в их домах отопления, природного газа и электричества. Миллионы людей вынуждены выходить из ситуации самыми различными способами, что выглядит парадоксальным для государства, которое является одним из мировых лидеров по объемам добычи и реализации голубого топлива. Впрочем, судя по последним сообщениям СМИ можно сделать вывод, что экспортная активность Узбекистана на отдельных направлениях газового рынка может снизиться, однако, вопрос о том, станет ли от этого легче, а главное – теплее, его гражданам, пока остается открытым.
Соседи остались без узбекского газа
В соседнем с Узбекистаном Кыргызстане в настоящее время сложилась схожая ситуация. На улице мороз, а государство оказалось на грани энергетического коллапса. По информации местного издания «Супер-инфо», ситуация с газообеспечением для Бишкека, традиционно, сложилась крайне неудовлетворительная. Основной причинной этого является то, что Узбекистан, являющийся одним из двух традиционных поставщиков газа, наряду с Казахстаном, решил, как это бывает практически каждый год, в пик холодов резко ограничить поставки газа. Причина также традиционная – неплатежи. Как отмечает издание, холодя для власти, как всегда, пришли неожиданно, и правительство, которое за двадцать лет независимости так ничего и не сделало для того, чтобы снизить уровень газовой зависимости от Ташкента, не нашло ничего другого, как обвинить во всех проблемах простых людей.
Таджикистан также рискует остаться к Новому году без узбекского газа. В частности, как сообщает информационное агентство «Азия-Плюс» со ссылкой на осведомленные источники, «Узбекнефтегаз» и его дочерняя компания «Узбектрансгаз» приняли решение о прекращении поставки газа в Таджикистан с 31 декабря. Причиной этого называется отсутсвие договоренностей на правительственном уровне. Практика отношений двух государств такова, что ближе к концу календарного года стороны согласовывают объемы поставок и стоимость узбекского газа, однако, в данный момент, как и в конце года минувшего, договориться пока не удается. «Таджиктрансгаз» уже получил официальное уведомление об ограничении поставок из Ташкента, и постепенно, объемы поступления газа, который Душанбе закупает второй год подряд по цене в 300 долларов за тысячу кубометров, уже начинают падать.
Россия снижает объемы закупок
В ближайшие годы снизится объем поставок узбекского газа в Россию. Об этом стало известно после подписания контракта на 2013-2015 года между «Узбекнефтегазом» и «Газпромом». Так, в будущем году объем поставок по цене в 253 доллара за тысячу кубометров сократится до 7,5 миллиардов кубометров, что более, чем на миллиарда меньше, нежели объем, уже поставленный в текущем году. При этом, в Москве объясняют происходящее с решением Узбекистана «направить больший объем добываемого газа на внутреннее потребление». Это происходит на фоне прогнозируемого сокращения объемов добычи узбекского газа в текущем году на 1,4 процента по сравнению с годом предыдущим, до уровня 45,595 миллиарда кубометров.
Чего ждать гражданам Узбекистана?
Судя по вышеприведенной информации, в особенности, в отношении контракта с «Газпромом», ситуация для рядовых граждан Узбекистана выглядит, вроде бы, обнадеживающей. Вместе с тем, как напоминают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», у Узбекистана имеется еще один импортер, которого в Ташкенте называют основным, и темпы сотрудничества с которым будут год от года увеличиваться. Речь идет о Китае, перспективное соглашение с которым в середине текущего года было заключено соглашение, подразумевающее поставку до конца текущего года 10 миллиардов кубометров голубого топлива, а в дальнейшем планируется нарастить этот объем до 25 миллиардов кубометров ежегодно. Посему, трудно однозначно судить, чего больше в последних действиях властей страны на газовом рынке – желания обогреть собственных сограждан, или же сэкономить с целью обеспечения обязательств по контракту с Китаем?
Автор: Ростислав Белый