Наше издание уже сообщало о том, что накануне празднования Нового Года в Узбекистане попали под неофициальный запрет традиционные его участники – Дед Мороз и Снегурочка, как элементы, чуждые национальной культуре и представляющие русскую культуру. Впрочем, официальных подтверждений того, что такой запрет, о котором на условиях анонимности поведали некоторым узбекским СМИ коллеги с телевизионных каналов, а накануне появилась официальная реакция на происходящее со стороны органов государственной власти. Как сообщило информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана, упомянутых сказочных персонажей, являющихся традиционными участниками новогодних мероприятий и представлений, никто не запрещал, «никаких распоряжений или приказов проводить праздники без участия Деда Мороза и Снегурочки, равно, как использование аналогичных персонажей с измененными именами, не было», а все новогодние праздники, традиционно проводимые в эти дни, будут иметь место как в Ташкенте, так и в других населенных пунктах без каких-либо изменений.
Официально – никакого запрета не было
По словам представителя упомянутого ведомства, для того, чтобы убедиться в том, что Дед Мороз и Снегурочка и в самом деле остаются любимыми новогодними персонажами граждан Узбекистана, и они не попали под запрет, достаточно посетить столичную площадь Мустакиллик («Независимости»), где уже установлено три больших новогодних елки, вблизи которых и будут проходить новогодние представления, по сценарию которых Дед Мороз и Снегурочка станут основными персонажами. Кроме того, в представлениях будут участвовать и другие сказочные персонажи, а также деятели искусств Узбекистана. Высота центральной елки, у которой со вчерашнего дня стартовали праздничные мероприятия, составляет 27 метров, два других дерева имеют высоту в 10 метров каждое. У лесных красавиц, по свидетельствам очевидцев, уже можно лицезреть и ставших «предметом раздора» Деда Мороза со Снегурочкой, которых охраняют усиленные отряды ташкентской милиции. Праздничные мероприятия на площади Мустакиллик продлятся в период по 7 января будущего года включительно.
Кроме того, под эгидой Президента Узбекистана Ислама Каримова Министерством народного образования страны организована раздача бесплатных подарков детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей, которые будут вручены по всей стране от имени главы государства. Также, в столичном дворце «Истиклол», который ранее носил имя «Дружбы народов», организованно проведение «президентских» новогодних елок. В целом, в Узбекистане выходными днями, решением властей объявлены дни в период с 31 декабря по 2 января будущего года.
Власть «включила задний ход» - источник
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», таковой является официальная версия. Вместе с тем, как отмечает информационный портал «Узметроном», неофициальный запрет все же имел место, однако, власти Узбекистана, образно говоря, «включили задний ход», поняв, что граждане страны не поддерживают такие действия, и это вызывает недовольство населения. Немалую роль сыграла и информационная волна, поднятая по этой тематике в зарубежных изданиях, а также интернет-СМИ. Примечательно, что, как уточнили источники, негласный запрет и в самом деле не являлся «плодом деятельности» Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана, кроме того, под него не подпадали мероприятия, проводимые в Ташкенте.
Похоже на то, что подобные действия были ничем иным, как «пробным камнем», брошенным в общественное мнение, и таким образом, некоторые чиновники, предпочитающие развивать узконациональную культурную и религиозную тематику, намеревались определить, воспримут ли в стране отказ от тех традиций, которые были заложены десятилетия назад, и смогут ли заменить Деда Мороза и Снегурочку «Звездный Волшебник и Звездная Фея», как было рекомендовано свыше. При этом, такие псевдопатриотично настроенные чиновники видимо подзабыли, что в узбекской национальной культуре имеют место аналоги попавших под их негласный запрет персонажей, - Кор-бобо и Кор-киз.
Автор: Ростислав Белый