Наше издание уже не раз информировало о ходе процесса по делу о коррупции в ходе предоставления лицензии на услуги мобильной связи оператору «TeliaSonera», в котором одним из непосредственных участников выступает дочь Президента страны Ислама Каримова – Гульнара. Шумиху, как часто бывает в таких случаях, раздули шведские СМИ, которым стало известно о взятке в сумме около 354 миллионов долларов, которую получила подконтрольная президентской дочери компания «Takilant», зарегистрированная в Гибралтаре. Очевидно, что сам факт обнародования подобных деяний Гульнары был неприятен Ташкенту, и там не додумались ни до чего лучшего, нежели попытаться воздействовать на шведских журналистов… по дипломатической линии.
Безответные «ноты»
Как сообщает агентство новостей «Фергана.Ру» со ссылкой на шведское издание «Dagens Nyheter» в материале под названием «Шведские компании в недемократических странах». Изданию стало известно о том, что юрист, представляющий в суде сторону Узбекистана, предоставил копии двух официальных документов –
нот протеста узбекского внешнеполитического ведомства, в которых, среди прочего, звучат обвинения в адрес шведских СМИ, которые «не перестают публиковать провокационные и скандальные статьи». Последний из двух документов, направленных на имя руководителя Министерства иностранных дел Швеции Карла Бильдта, датирован 17 декабря минувшего года. Помимо «праведного гнева» Ташкента, направленного против шведских журналистов, в документах выражается также протест против действий шведского прокурора Гуннара Статлера.
Стоит отметить, что обе ноты протеста МИД Узбекистана были восприняты Стокгольмом весьма спокойно. Как сообщил «Dagens Nyheter» пресс-секретарь шведского внешнеполитического ведомства Андерс Йерле, «ноты не вызвали никаких ответных действий», и МИД Швеции не намерен никоим образом на них реагировать.
Новые подтверждения коррупции со стороны Гульнары
Между тем, другое шведское издание – новостной портал DN.Se сообщил, что располагает информацией, которая еще раз подтверждает тот факт, что фигура Г. Каримовой в скандале с попыткой «TeliaSonera» проникнуть на узбекский рынок сотовой связи, не является случайной. Портал опубликовал копию переписки по электронной почте двух топ-менеджеров «TeliaSonera», имевшей место еще в мае 2007 года. В ней открытым текстом президентская дочь называется как «Uzbekh partner», то есть «узбекский партнер». При этом, один из менеджеров пишет другому, что название компании, через которую будет проведена «инвестиция», «называть не стоит», тем не менее, в переговорах можно ссылаться на «Bank Credit Standart Group» (узбекский Акционерный коммерческий банк «Кредит-Стандарт» - авт.), который можно использовать как «зонтик» («…as the Umbrella»).
Дырявый «зонтик»
Упоминание коммерческого банка «Кредит-Стандарт» в этом контексте, с учетом последних событий вокруг него, выглядит парадоксальным. Аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер» напоминают, что, как сообщало наше издание, именно этот банк, который входил в число ведущих финансовых учреждений страны, в самом конце минувшего года лишился права проведения операций в иностранной валюте после того, как его соответствующей лицензии лишил Центральный банк Узбекистана. Формально исходящая от финансового регулятора информация свидетельствует о том, что данный банк «висел на крючке» у Центробанка ровно год, ибо в январе минувшего года после выявленных нарушений законодательства, действие его лицензии на осуществление операций с иностранной валютой было приостановлено. Тем не менее, «Кредит-Стандарт» не внял предупреждениям ЦБ, и продолжал валютные операции, что и установила проверка, проведенная в ноябре 2012 года.
Формально все выглядит так, как будто нарушитель наказан, и «справедливость восторжествовала». Однако, в свете вышеизложенного, а также того, что упомянутый банк был «крышей» для финансовых махинаций Г. Каримовой, подобные действия могут служить ничем иным как «зачисткой» с той целью, чтобы на президентскую дочь не всплыл очередной компромат, которого итак более, чем достаточно.
Автор: Ростислав Белый