Наше издание уже не раз обращалось к тематике использования принудительного труда, в том числе детского, на хлопковых плантациях Узбекистана. Правящая верхушка организовала целую систему, по сути, подневольного труда по сбору хлопка, в который в принудительном порядке вовлекаются сотрудники предприятий и организаций различных форм собственности, а также учащиеся узбекских школ, колледжей и вузов. Вместе с тем, помимо очевидного противоречия основополагающим принципам прав человека, такие действия властей порой приводят к непоправимым последствиям, наиболее страшными из которых является гибель детей на хлопковых плантациях, обеспечивающих прибыль «кучке избранных».
Скорбная статистика хлопковых полей
Страшную статистику, связанную с количеством погибших детей, занятых на уборке хлопковых плантаций, обнародовал портал «CA-NEWS», в распоряжение которого попала информация, собранная представителями правозащитной Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA). По данным правозащитников, на протяжении последних пяти лет при сборе хлопка погибли семеро детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет, кроме того, здоровье и жизнь еще части детей оказались под серьезной угрозой, обусловленной невыносимыми условиями труда, а также условиями питания и проживания детей в лагерях сборщиков хлопка. Примечательно, что государство предпочитает замалчивать подобные факты, возложив ответственность за детей на их родителей и преподавателей, сопровождающих учащихся. Даже в случае, если родители погибших и пострадавших решались на судебные тяжбы, формально виновные в гибели детей люди «отделывались» условными сроками заключения, а родители всячески запугивались, что приводило к тому, что они вскоре отказывались от продолжения судебных процессов, дабы это не помогло придать огласку всем этим вопиющим случаям.
Правозащитники приводят пример гибели на полях Джизакской области 14-летнего Лочина Норбоева, которому во время сбора хлопка в октябре 2010 года стало плохо прямо на поле. У ребенка поднялась температура, однако, долгое время ему не оказывалась медицинская помощь. В последствии ему поставили диагноз ОРВИ, однако, на фоне ухудшения состояния здоровья его не успели довезти до районной больницы.
Часть детей погибли под колесами уборочной техники и тракторов прямо в поле. По информации AHRCA, подобный трагический случай имел место в той же Джизакской области осенью 2007 года. 16-летняя Гавхар Абдуллаева, не выдержав непосильной нормы по сбору хлопка устала настолько, что уснула прямо п поле, где на нее наехал трактор, водитель которого не заметил ее и нанес травмы, не совместимые с жизнью. В аналогичной ситуации в сентябре 2010 года в Кашкадарьинской области погиб 14-летний школьник Эркин Эшбоев.
Помимо таких смертельных случаев, часть детей оказывается на грани жизни и смерти из-за неудовлетворительных условий, в том числе, отсутствия чистой питьевой воды. Так, осенью минувшего года шесть школьников отравились грязной питьевой водой в Кашкадарьинской области. Детей поили водой из пластиковых емкостей, где ранее хранились химикаты, что привело к тяжелейшему расстройству здоровья, однако этот, равно как и другие подобные случаи, не имели огласки, к тому же, как только стало известно об этом инциденте, в лагерь, где проживали учащиеся и педагоги, прибыли сотрудники Службы национальной безопасности Узбекистана, пригрозившие медикам уголовной ответственностью в случае разглашения информации об отравлении.
Как остановить произвол властей?
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», проблематика использования детского труда уже известна всему миру, в связи с чем многие мировые бренды по производству одежды, такие, как Adidas, Burberry, Puma, Levi, H&M и целый ряд других объявили о бойкоте сырья, изготовленного из хлопка, собранного в Узбекистане. Движение по бойкоту узбекского хлопка, организованное Сетью ответственных закупщиков (Responsible Sourcing Network), продолжает шириться, привлекая под свои знамена все новые компании. Организаторы акции видят в ней единственный способ воздействия на правящую элиту Ташкента, которая в перспективе может столкнуться с падением спроса на собственную стратегическую экспортную продукцию, и они надеются на то, что именно таким способом им удастся обратить внимание Президента Ислама Каримова и других руководителей страны к данной проблеме. Очевидно, что прекращение использования детского труда может привести к тому, что трагедии на узбекских хлопковых плантациях наконец прекратятся.
Автор: Ростислав Белый