Хлопок для Узбекистана является, как известно, товаром стратегическим, обеспечивая значительную часть экспортной выручки, наряду с продажей энергоносителей. В этой связи, ежегодная пора сбора урожая «белого золота», как его еще называют в стране, превращается в общенациональную компанию, которая, вместе с тем, часто вызывает вопросы у правозащитников. В том, какие претензии в сфере прав человека могут возникать у них к властям страны, разбирались аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер».
Подневольная хлопковая страда
Как следует из отчета, опубликованного на днях международной правозащитной организацией «Human Rights Watch» (HRW), власти Узбекистана продолжают применять практику подневольного труда около миллиона собственных сограждан, которые «по разнарядке» вывозятся на плантации, сообщает информационный портал «EurasiaNet.org». При этом, сверху в каждую область спускается определенный план, который местными властями во чтобы то ни стало должен быть выполнен. Уборка проводится с начала сентября по начало ноября, при этом, люди не имеют возможности как-либо избавиться от необходимости работать с раннего утра до вечера в полях. Работники государственных учреждений, системы здравоохранения, а также старшеклассники и студенты вузов страны не могут отказаться от участия в сборе хлопка, ибо им в таком случае может угрожать потеря работы или отчисление из учебных заведений. Люди часто проживают в крайне плохих бытовых условиях, вместе с тем, в случае невыполнения плана им могут грозить штрафы. Практика показывает, что за свой труд сборщики либо не получают ничего, либо очень мало. По сути, это является ничем иным, как принудительной эксплуатацией, что для ХХІ века является нонсенсом. Как отмечают правозащитники, люди, потравленные на сбор хлопка, часто болеют, однако, в отдаленных пунктах часто возникают проблемы с медицинским обслуживанием.
Такую систему поддерживают областные и школьные администрации, а также правоохранительные органы, которые, как отмечают правозащитники, преследуют тех активистов, которые пытаются пролить свет на проблему. В отчете правозащитников приводится пример активиста Уктама Пардаева, который в сентябре минувшего года был арестован милицией в городе Джизак. После задержания его избили, а затем поместили под арест на 15 суток, при этом, милиционеры следили, чтобы он не мог ни с кем общаться. Вероятно, власти считают проблему использования принудительного труда чем-то сродни 2государственной тайны», однако, представители государственной власти всячески пытаются сделать так, чтобы любая информация о принудительных компаниях по сбору хлопка не просочилась в СМИ.
Детей стали меньше эксплуатировать
Вместе с тем, в прошедшем году несколько изменилась политика в отношении возраста лиц, привлекаемых к сбору хлопка. Как сообщало ранее наше издание, в недалеком прошлом на плантации вывозили даже детей в возрасте 9-10 лет. Для некоторых из них такие «поездки» заканчивались трагически, ибо дети гибли от болезней, истощения, или же погибали под колесами сельскохозяйственной техники. В этой связи международными организациями была организована компания по отказу ведущих мировых брендов одежды от закупки хлопкового сырья и тканей, сделанных из хлопка, выращенного и собранного в Узбекистане с применением принудительного, в том числе детского труда.
Правозащитники отмечают, что в прошлом году отсутствие младшеклассников было компенсировано за счет привлечения большего количества учащихся старших классов, студентов вузов и колледжей в возрасте 15-17 лет, а также увеличения числа вывезенных на поля сотрудников бюджетных организаций. Вместе с тем, по словам специалиста «HRW» по Центральной Азии Стива Свердлоу, этот факт не снимает проблемы использования принудительного труда в Узбекистане. Государство продолжает попирать элементарные права своих граждан, а те из них, кто пытается пролить свет на ситуацию и предать ее огласке, как и прежде, преследуются властями, что не может не вызывать озабоченности правозащитников, в очередной раз констатировавших нарушение основополагающих прав человека в Узбекистане.
Автор: Ростислав Белый