Наше издание неоднократно касалось темы последних нововведение на валютном рынке Узбекистана, в частности, о запрете на оборот наличной иностранной валюты. Как обычно бывает в таких случаях, власть приводит в качестве аргументов подобных действий собственные благие намерения, призванные способствовать развитию национальной экономики, укреплению курса и повышению статуса национальной валюты. Однако, на практике довольно часто последствия подобных решений бывают противоположны декларациям правительственных чиновников. В том, к чему привели упомянутые изменения в законодательной базе, разбирались аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер».
Паника среди менял и населения
Новый порядок оборота валюты и валютообменных операций уже на следующий день после того, как о нем стало известно, спровоцировал резкий скачок курса на «черном рынке». В частности, по информации информационного портала «Uznews.net», уже 31 января курс поднялся с 2700 сумов за один доллар до 2850-2860, а 1 февраля на некоторых рынках за один «зеленый» давали даже 3,5-3,7 тысячи сумов. Впрочем, уже со 2 февраля курс вернулся к отметке 2,8 тысячи сумов, и, как утверждают опытные валютчики, он теперь буде, как и прежде, вести поступательное движение вверх, по 20-30 сумов в день.
Впрочем, такие прогнозы могут не оправдаться, ибо, как сообщила журналистам одна из валютчиц Ташкента, новый порядок, в соответствии с которым легально можно будет покупать в ограниченных пределах лишь безналичную валюту при наличии банковской валютной карты, может привести к тому, что валютчики должны будут выезжать для обналичивания денег в ближнее зарубежье, что неминуемо приведет к накладным расходам и скажется на курсе иностранной валюты в Узбекистане.
Среди населения в первые дни также наблюдались панические настроения, связанные, прежде всего, со слухами о том, что переводы из-за рубежа отныне будут выдаваться исключительно в национальной валюте. Впрочем, подобные опасения были беспочвенны, ибо, как и предупреждали ранее представители Центрального банка, денежных переводов новый порядок не коснется. На практике, по крайней мере пока, так и есть.
Сокращение штатов в банках
Одним из положений нового порядка является норма, в соответствии с которой покупка и продажа иностранной валюты в официальных обменных пунктах отныне будет доступна лишь иностранным гражданам. В этой связи правительство постановило размещать такие пункты обмена в зданиях вокзалов и аэропортов, гостиницах и других местах, где иностранцы бывают наиболее часто. Это, в свою очередь, привело к тому, что теперь коммерческие банки принялись существенно «оптимизировать» сеть своих обменных пунктов. Так, по словам сотрудницы столичного филиала банка «Асака», из 36 сотрудниц обменных пунктов только в Шайхантохурском районе Ташкента, принято решение оставить лишь треть – 12 человек, а остальным еще в январе, видимо предвидя «новый порядок», предложили искать новую работу, причем увольнялись сотрудницы «по собственному желанию», в обмен на что администрация им оказала материальную помощь в виде двойного размера месячного оклада. Впрочем, еще во второй половине минувшего года сотрудницам обменных пунктов начали значительно сокращать премии и доплаты, а также отменили оплату проезда и питания на рабочих местах.
Зачем нужна была «реформа»?
Как уже сказано выше, при внедрении нового порядка власть декларировала необходимость упорядочения валютного рынка, пресечение незаконного оборота иностранной валюты, а также повышение статуса национальной валюты. Вместе с тем, как отмечают наблюдатели, одним из тайных желаний правительства было установление тотального контроля за уровнем дохода граждан, ибо, даже в случае, если действовать в соответствии с законодательством, при открытии валютной банковской карты, а также при каждой безналичной валютообменной операции все транзакции будут отслеживать, так как в распоряжении банковского учреждения имеется ксерокопия документов, удостоверяющих личность.
Кроме того, с новым порядком грядет переформатирование рынка валютных операций, ибо все будет отдано на откуп банковским работникам, таким образом, валютный «черный рынок» Узбекистана может переместиться с улиц и рынков в служебные кабинеты.
Официальный курс узбекского сума к доллару США несколько отличается от курса черного рынка и Национальным банком Узбекистана зафиксирован на отметке 1987,30 на рынке форекс, - сообщили в аналитической службе брокерской компании NordFx (входит в ТОП рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V):