«Я не буду делать громких заявлений. Но как по мне, то данная тенденция на лицо», - заявил представитель ведомства, курирующее центральноазиатское направление. На самом деле, в Германии никто не хочет говорить вслух того, что немцы обходят Узбекистан стороной.
Как говорят эксперты, статистика Федерального ведомства более чем красноречива. Товарооборот между двумя странами идет на спад уже на протяжении двух последних лет. Так, в 2011 году он упал на 30 процентов (с 759 млн. евро до 518 млн. евро) в годовом исчислении. Для сравнения можно привести товарооборот между Германией и Казахстаном, который за тот же отчетный период превысил отметку в 6 миллиардов евро.
Рейдеры отпугивают немецких предпринимателей
Негативный настрой немецких предпринимателей по отношению к узбекскому рынку в первую очередь связан с довольно сложным инвестиционным климатом страны. Многие из бизнесменов не раз «обжигались», пытаясь работать на узбекском рынке. Так, довольно показательна история немецкого предпринимателя Аббаса Али Бахши. В начале 2008 года бизнесмен приобрел долю в одной из кондитерских фабрик в Ташкенте. К моменту покупки, предприятие уже было фабрикой с долевым участием.
В середине 2010 года, один из четырех владельцев фабрики переуступил собственную долю представителю из довольно влиятельной в Узбекистанае семьи Гулямовых. Как утверждает немецкий бизнесмен, новый владелец изъявил желание отобрать доли у иностранных инвесторов и преуспел в этом. Так, Аббас Али Бахши и трое других инвесторов, потеряли свои доли в компании.
В ответ на данное правонарушение, пострадавшие инвесторы обратились за помощью в местные отделения полиции, и писали письма вице-премьеру Республики Узбекистан. И только в 2011 году, вследствие вмешательства со стороны Германии, власти Узбекистана признали договора купли-продажи недействительными, и приняли решение вернуть все имущество его законным владельцам, - сообщают аналитики раздела «новости СМИ» издания инвесторов «Биржевой лидер».
Конкуренты напрямую связанны с президентом
По мнению одного из влиятельных немецких бизнесменов, одной из причин также вынуждающая немецких предпринимателей уходить из Узбекистана в проблемах с конвертацией валюты. Так, азиатские предприниматели, которые, по словам Хоффмана могут «решать все данные проблемы напрямую с президентом Республики», оказываются на порядок успешнее немецких бизнесменов, не имеющих в своем «арсенале» такой поддержки власти.
По причине сложностей с конвертацией валюты немецкие товары оказываются намного дороже тех, что предлагаю узбекские предприниматели. Вследствие этого узбеки получают китайское качество товара по китайским ценам».
По информации, которую сообщил Мартин Хоффман, общая доля инвестиций немецких предпринимателей в экономику Республики Узбекистана составляет порядка трех процентов от объема зарубежных средств, инвестируемых в данную страну. Между тем, по мнению Хоффмана, немецкие инвестиции вполне могли выровнять сложную ситуацию на рынке труда. Так, по итогам прошедшего года в министерстве экономики Германии ожидают спада объемов товарооборота между Берлином и Ташкентом в пределах 20 процентов, - констатировали эксперты раздела «новости СМИ» издания инвесторов «Биржевой лидер».
Также, стоит отметить, что общий объем долгов Узбекистана перед немецкими предпринимателями составляет порядка 500 тысяч евро, что равняется годовому товарообороту двух сторон.
«Назвать более точную сумму долгов узбекской стороны, практически невозможно. Структура долга довольно сложная и специфична. Долг очень большой, но я не стану называть точную цифру. Скажу лишь, что большая часть долга связанна с невозможностью конвертировать валюту в евро или же доллары», - подытожил Мартин Хоффман