Наше издание уже неоднократно сообщало об инициативе правительства Узбекистана по строительству в сельской местности так называемого «доступного» жилья. Коттеджи, возводимые за счет государственного бюджета, предлагаются сельчанам в кредит, вместе с тем, реализация программы на практике со временем вызывает все больше вопросов, основным из которых является доступность жилья для людей, проживающих и работающих в сельской местности.
Кредиты не доступны большинству сельчан
Как отмечает информационный портал «Узметроном», элементарный анализ финансовых условий работы и проживания среднестатистических жителей узбекской глубинки свидетельствует о том, что жилье, возведенное в рамках упомянутой госпрограммы является не доступным большинству из них. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить условия по приобретению жилья в кредит и уровень дохода жителей сельской местности.
Так, средняя стоимость дома, построенного в рамках госпрограммы, составляет не менее 70 миллионов сумов. В данном случае речь идет о небольшом доме с самыми простыми удобствами, который включает в себя три отдельных комнаты. Для того, чтобы взять кредит в банке для покупки такого дома, минимальный доход потенциального соискателя такого жилья должен составлять не менее 1,4 миллиона сумов в месяц, или более 700 долларов по курсу «черного рынка». В таких условиях среднемесячный платеж по погашению кредита составит 1,05 миллиона сумов, что для большинства крестьян Узбекистана является по истине «неподъемной» цифрой, ибо, в реальной жизни заработная плата большинства работников аграрного сектора страны, для которых, как утверждают чиновники и гласят правительственные постановления, и возводилось указанное жилье, не превышает 100 долларов в месяц.
Впрочем, правительственная госпрограмма предусматривает возможность покупки жилья для работников сельскохозяйственной отрасли, и не только, за счет предприятий, на которых они зарабатывают. Однако, в данном случае возникает вполне резонный вопрос о том, насколько руководство предприятия может быть заинтересовано в этом. Дело в том, что даже на наиболее успешных предприятиях в государстве средняя зарплата наемных работников не превышает 600 тысяч сумов в месяц, а это менее 300 долларов.
При этом, как гласит статья 164 Трудового кодекса Узбекистана, работодатель вне зависимости от финансовых обязательств наемного работника, не имеет права выплачивать работнику меньше, чем 50 процентов от начисленного заработка.
Власти заставляют предпринимателей «выполнять программу»
С учетом вышеприведенной информации, становится очевидным, что наемные работники предприятий аграрного сектора и других отраслей национальной экономики не смогут физически стать реципиентами упомянутой госпрограммы. Стоит учитывать, что минимальная просрочка по погашению кредита может привести к тому, что жилье, под которое брался кредит, может перейти в собственность банковского учреждения. При этом, сами руководители предприятий вряд ли добровольно смогут пойти на участие в программе для приобретения жилья своим работникам, ибо в условиях ведения предпринимательской деятельности в Узбекистане, рассчитывать на стабильную работу даже в среднесрочной перспективе весьма сложно. Виной всему многочисленные «новшества», которые периодически «генерирует» правительства, которые существенно меняют условия работы, и любые ранее сделанные прогнозы могут быть не актуальными.
Вместе с тем, как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», в ряде регионов страны местное руководство решило предпринять «силовой сценарий» для осуществления госпрограммы. Так, наше издание уже ранее сообщало о том, что в начале текущего месяца руководителем администрации Ташкентской области был «спущен на места» список предприятий и организаций различных форм собственности, которые в обязательном порядке должны приобрести за счет собственных средств жилье в сельской местности для своих работников. Таким образом власти, судя по всему, намереваются вернуть хотя бы часть средств, потраченных из бюджета на строительство «доступного» жилья.