Сегодня, 25 апреля, Комитет по международной торговле Европейской комиссии проведет обсуждение «прогресса» Узбекистана в искоренении принудительного детского труда. Участниками обсуждения, которое состоится в Комитете по международной торговли Еврокомиссии (International Trade - INTA), станут представители Международной организации по труду (ILO) и посол Узбекистана в Бельгии.
Вместе с ними эксперты INTA планирую провести обсуждение касательно того, какого прогресса удалось достичь в Узбекистане с целью прекращения практики принудительного детского труда в период сборки урожая хлопка.
В предварительном сообщении комитета сказано, что INTA планирует принять решение о том, каковы должны быть следующие шаги, в том числе – вопрос пересмотра соглашений. Текстильного протокола и рекомендации Европейской комиссии о сокращении торговых преференций Узбекистану. Как оценивают европейские правозащитники ситуацию с детским трудом в Узбекистане, - разбирались эксперты раздела «новости мира» журнала «Биржевой лидер».
Вместо детей стали больше эксплуатировать взрослых
В период сбора урожая в 2012 году, в ответ на международное давление, узбекские власти попытались минимизировать использовать труд школьников. Однако, после уменьшения присутствия школьников на полях, резко возрос процент принудительной работы взрослых на полях, в том числе государственных служащих и сотрудников частных фирм и компаний.Например, в столице Ташкенте у некоторых медицинских учреждений ощущалась нехватка персонала, «скорой помощи» не удавалось адекватно реагировать на вызовы. Причиной этого было то, что большая часть медиков собирала хлопок.
Более того, по уточнению правозащитников в Узбекистане, в стране уже сократили образование в школе до восьми классов, по этой причине учащиеся колледжей и лицеев, которых отправляют на поля, - по сути старшеклассники.
Международная организация по труду уже в течении нескольких лет не может добиться разрешения Узбекистана на приезд в страну во период сбора хлопка. Их миссия была прервана также в 2012 году, власти Узбекистана заявили, что у них достаточно своих собственных мониторов. Тем не менее, одним из главных требований Европейской комиссии во время визита в Брюссель президента Узбекистана Ислама Каримова в январе 2011 года было как раз приглашение в страну ILO
Привилегии для хлопковой элиты
На сегодняшний день Узбекистан осуществляет торговлю с Европой, основываясь на «Общую систему преференций» (GSP), которая была принята странами Европейского союза с целью оказания поддержки экономики развивающимся странам.
Правила, которые были приняты в 1971 году в Евросоюзе, называются «Общая система преференций» (GSP). Они обеспечивают экспортерам из развивающихся стран более низкие пошлины на ввоз и продажу в Европе некоторых или всех товаров.
В списке десятков самых бедных стран Африки и Азии, которые пользуются особыми тарифами на экспорт товаров в Европу, оказался и Узбекистан, который представляет на европейском рынке свой основной экспортный товар - хлопок.
Солнечная республика, которая является пятым производителем и третьим экспортером хлопка в мире, продавая на мировом рынке приблизительно 800 тысяч тонн хлопка, каждый год зарабатывает на этом порядка одного миллиарда долларов США.
Однако, как подчеркивают специалисты неправительственной организации «Anti-Slavery International», весь доход, полученный за хлопок, попадает в карманы компаний, которые находятся под контролем высших чиновников, - экспорт ценного сырья признан государственной монополией в Узбекистане. Помимо санкций ЕС за использование детского труда в Узбекистане, Госдепартамент США также может понизить рейтинг страны.
На прошлой неделе 50 компаний, организаций и инвесторов США, которые объединились в коалицию «Хлопковая кампания», подписали письмо Госсекретарю страны Джону Керри , в котором просят присудить Узбекистану место Tier 3 в готовящемся Отчете по глобальному трафику людей (The Trafficking in Persons (TIP) Report).
Активисты уверенны, что Узбекистан заслуживает Tier 3, которое означает, что государство не предпринимает конкретных мер для борьбы с трафиком, что ведет к тому, что против государства вводятся санкции. Правозащитники считают, что массовая перевозка взрослых и детей на хлопковые поля Узбекистана – это трафик людей.