В последнее время в Узбекистане начали набирать обороты различные запретительные меры, усердно разрабатываемые властными структурами. В Ташкенте, например, езда на мотоциклах возможна лишь по ограниченному количеству автодорог. Большая часть магистральных трасс в городе закрыта для сквозного автомобильного движения, либо вообще полностью заблокирована. Чугунная решетка обнесена вокруг некоторых участков центральных дорог. Магистральные путепроводы, которые соединяют отдаленные районы столицы с центром, обрублены, что значительно усложняет езду автомобилистов. К тому же, нельзя не вспомнить про произвольно расставленные дорожные знаки, запрещающие остановку и стоянку машин. Если прибавить к этому еще несметное количество работников ГУБДД, то становится еще более грустно.
Также, в центре Ташкента запрещается пользоваться фотоаппаратом и кинокамерой. Но наибольший резонанс получили «велосипедные» проблемы Узбекистана. Эксперты рубрики «Новости Узбекистана» занимались выяснением причин запрета узбекским президентом Исламом Каримовым запрета велосипедов, а также узнали мнение пользователей социальных сетей по этому поводу (подробнее – Узбекистан: почему Каримов запретил... велосипеды).
По материалам информационного агентства «Фергана», запрет езды на велосипедах можно объяснить по нескольким причинам. В первую очередь, стоит отметить, что всемирная популярность велоспорта не обошла стороной и республику Узбекистан. К тому же, велопрокатный бизнес, трудно поддающийся управлению и постоянно нарушающий закон в погоне за быстрым доходом. Если прибавить ко всему этому стабильную паранойю властных структур и особенности «местного менталитета», расценивающего велосипед как игрушку, а не как транспортное средство, то вырисовывается весьма печальная ситуация, из-за которой страдают ни в чем не повинные законопослушные граждане.
Некоторые люди, не понаслышке знакомые со сложившейся ситуацией, согласились поделиться с «Ферганой» собственным мнением на этот счет. Так называемые «гонения» велосипедистов можно объяснить пресловутой безопасностью президента. Отметим, что «президентская трасса» в Ташкенте является единственной нормальной в городе дорогой. Естественно, что когда по ней проезжает правительственный кортеж главы государства, это заставляет буквально всех стоять на ушах. Не стоит забывать, что любители велоспорта бывают разными, а некоторые из них вовсе не отличаются дисциплиной, и собираясь толпой, скорее напоминают стадо баранов, нежели обычных велосипедистов. Такого рода велосипедисты могут неожиданно выскочить из переулка, так как участок считается очень маленьким.
Также, на сегодняшний день существует множество прокатных контор, не воспринимающих закон всерьез, так как могут выдавать транспортные средства лицам моложе 18 лет и нетрезвым гражданам. У владельцев автомоек имеется в запасе несколько велосипедов, чтобы скрасить время ожидания клиентов. Примечательно, что качество большинства таких велосипедов довольное высокое, китайские модели люди брать не хотят, а в прокате у них появляется отличная возможность взять хороший велосипед на сутки всего за 1,5-2 долларов США за час.
В 2012 году велопрокат как сегмент бизнеса признали наилучшим и наиболее быстро развивающимся малым бизнесом в Узбекистане. Большинство людей, среди которых и представители власти, всерьез занялись своим здоровьем, и пересели из автомобилей на велосипеды. Но это не в силах спасти положение, так как нарушений не избежать, если велосипедисты продолжат наплевательски относиться к правилам. Соответственно полиция будет продолжать хватать всех подряд, включая и законопослушных велосипедистов.
Один из влиятельных бизнесменов, который занимается поставками велосипедов в республику Узбекистан, отмечает, что при завозе товаров посредством велосипеда, их стоимость значительно падает, что негативно сказывается на доходе государства в виде налогов. Импорт, торговля велосипедами и запчастями служат отличной наживой для предприимчивых торговцев, которые сумели договориться с нужными людьми в «верхах». Например, велосипед стоимостью двести долларов, по документам числиться как тридцатидолларовый. Выходит, что плата коммерсанта за товар составляет около 10 долларов таможенных платежей и 50-100 долларов – в виде взятки таможеннику. После, данный велосипед продают от пятисот до семисот долларов и имеют с него значительную прибыль. С этой прибыли платятся взятки знакомым налоговикам, закрывающим глаза на любые нарушения. Возможно, за всем этим процессом кроется влиятельный и приближенный к власти человек, который намерен все прикарманить и создать контору вроде «УзВелоПрокат. Ltd».
Таким образом, в Узбекистане может происходить отъем прибыльного бизнеса. Многим успешным спортивным магазины и велопрокатным организациям пришлось закрыться и покинуть Ташкент. В пример можно привести знаменитую компанию Limpopo (Velosiped.Uz), являющуюся родоначальником узбекистанского велопроката, на веб-сайте которой уже много месяцев значится вывеска «Мы на каникулах».
Необходимо привести в пример Казахстан, где подобные проблемы вовсе не наблюдаются. К тому же, глава администрации Алма-Аты Ахметжан Есимов сам занимается популяризацией двухколесного спорта, открывая велосипедные пробеги осенью и весной.