Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана в распространенном сообщении утверждает, что «Практически каждый предприниматель в сфере торговли и обслуживания вынужден платить в месяц от 100 до 500 долларов, а в некоторых случаях – до 1200 долларов США».
О процветании коррупции в системе налогового контроля инициативная группа сообщила 29 апреля, опираясь на слова работающего предпринимателя из Риштонского района Ферганской области.
Согласно группе «Месячный доход налоговых инспекторов составляет, по меньшей мере 8-9 тысяч долларов США, и наверное, руководство Риштонской инспекции, прокурор района и хоким об этом незнают».
Руководитель инициативной группы Сурат Икромов считает, что сообщение о ситуации в Риштонском районе не говорит, что только налоговики этого района – взяточники.
- Это есть везде. Мы об этом сообщили на основе доказательств. Это встречается во всех районах. Коррупция пустила корни во все сферы Узбекистана.
Правозащитник Баходир Элибоев, член инициативной группы, возглавляемой Суратом Икромовым, исследовал ситуацию в Риштоне.
Мы спросили у него, насколько достоверна информация, чтобы обвинить налоговиков во взяточничестве?
- Да, оснований достаточно в этом вопросе. К нам обратились несколько предпринимателей и рассказали об этой проблеме.
Озодлик: Что, в основном, они говорили?
- Сначала они рассказали, что сотрудники налоговой инспекции обвиняют предпринимателя по какой-нибудь мелочи, затем назначают большие суммы штрафа. Но предприниматель не способен выплатить такую сумму сразу, не то разорится. Поэтому он кладет в карман налоговику небольшую сумму, чтобы избежать больших штрафов. Налоговик соглашается с этим. Некоторые называют сумму в 100 долларов, другие – 200, - рассказывает Баходир Элибоев.
С его помощью мы связались с несколькими Риштонскими предпринимателями. Но они не захотели говорить даже при условии соблюдения конфиденциальности.
- Я должен и завтра жить и работать в Риштоне, - говорит один из них.
Конечно, мы не будем публиковать информацию на основе только одного заявления предпринимателя. Но, постепенно, они все рассказали. Ситуация на самом деле так обстоит. Даже поделились кое-какой информацией.
- Да потому что и среди сотрудников налоговой инспекции есть люди, несогласные с таким порядком вещей, - говорит Баходир Элибоев.
Сообщение правозащитников Узбекистана о коррупции Риштонских налоговых инспекторов, в принципе, не новость. «Озодлик» уже много раз писал об этой проблеме.
Правительство Узбекистана знает о существовании этой проблемы. Например, 8 ноября 2012 года вошло в силу распоряжение Министра Юстиции правительства Узбекистана «о запрете внесения в нормативно-правовые документы нормативов, создающих условия для процветания коррупции».
В связи с этим документом один из героев нашей радиопередачи сказал: «Бех взятки не только работать, но и начать работу невозможно».
Мы попытались связаться с Ферганским областным Управлением Налоговой инспекции, а также с Комитетом Налоговой инспекции Узбекистана, чтобы спросить, как ведется борьба против коррупции в системе.
Представитель областного Управления, услышав о ситуации в Риштоне (о том, что налоговик имеет 9000 долларов в месяц), ограничился высказыванием: «Да не-ет, не настолько же». На другие вопросы отвечать отказался.
А представитель Налогового Комитета ограничился напоминанием, что на все вопросы отвечает пресс-служба Комимтета.
Трубку телефона пресс-службы на протяжении дня никто не поднял.