В современном Узбекистане владение населением различных видов оружия не разрешено, а незаконное его хранение карается длительным сроком тюремного заключения. Ранее неоднократно с высоких трибун заявлялось о том, что данная проблема в Узбекистане решена в корне, однако, судя по всему, это не совсем так, ибо на протяжении нескольких последних дней официальными СМИ ведется активная агитационная компания, призывающая рядовых узбеков к добровольной сдаче оружия.
Разъясняющий ролик в телеэфире
Как сообщает независимый информационный портал «Uznews.net», в последние дни в рекламных блоках государственного телевидения появился трехминутный ролик, который призывает граждан к добровольной сдаче оружия, а также предупреждает об ответственности перед законом в случае, если этого не будет сделано.
В сюжете показывается традиционная узбекская семья, при этом, мальчик школьного возраста на чердаке дома неожиданно находит старое ружье, которое приносит родителям. Отец предполагает, что это ружье, которое осталось еще от его деда, и говорит о том, что оружие можно было бы продать за неплохие деньги. Однако, его супруга пытается отговорить мужа от таких действий, напоминая об ответственности, и муж, слегка поколебавшись, с ее аргументами в конечном итоге соглашается. В финальной сцене ролика показаны представители МВД Узбекистана, которые оформляют добровольную сдачу оружия, после чего приводится цитата статьи 248 Уголовного кодекса Узбекистана, предупреждающая о том, что за незаконное хранение оружия предусмотрено тюремное заключения сроком до 5 лет (при повторении – от 5 до 10 лет), а также говорится о том, что добровольная сдача оружия освобождает граждан от ответственности. Диктор за кадром советует населению поступить именно так, как показано в ролике, для чего следует лишь позвонить по телефонному номеру 102.
Какова истинная цель данной компании?
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», ранее представители Министерства обороны Узбекистана заявляли о том, что купить оружие на «черном рынке» в стране невозможно. Вместе с тем, как заявил неназванный сотрудник Генеральной прокуратуры, оружие на руках у населения в определенном количестве все же имеется, при этом, сосредоточено оно, в основном в приграничных регионах.
По словам руководителя Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурата Икрамова, определенное количество оружия хранится у жителей Сурхандарьинской области в районах, граничащих с Афганистаном. При этом, как правило, она находится в законсервированном виде, а попало оно к гражданам еще в 80-е года, когда из соседнего государства выводились советские войска.
В этой связи, правозащитник отмечает, что призывы к гражданам о добровольной сдаче оружия имеют определенную актуальность, однако, объявлять массовую компанию по всей территории Узбекистана, по его мнению, излишне. В подобных действиях С. Икрамов усматривает желание руководства МВД оправдать раздутый штат правоохранительного ведомства. Большое количество сотрудников, которые, к тому же, получают довольно большую, по узбекским меркам, заработную плату, руководству попросту необходимо было «загрузить работой», и компания по сдаче оружия пришлась весьма кстати. Правозащитник считает, что даже если в Узбекистане могут начаться массовые волнения, то граждане будут отстаивать свои права «без оружия в руках».
В то же время, один из столичных аналитиков, который пожелал остаться неизвестным, усматривает в новых призывах к добровольной сдаче оружия как раз боязнь властей к возможным народным волнениям. Такой страх, по его словам, вызван так называемыми «арабскими революциями», а также последними событиями в Турции. Кроме того, по мнению аналитика, по этой же причине, власти предприняли компанию по сносу капитальных гаражей в крупных городах, где, теоретически, также могло храниться оружие, что становится малореальным после того, как всех автовладельцев вынудят пользоваться открытыми стоянками, а массовое уничтожение высоких деревьев в Ташкенте, особенно в центральной части, вызвано боязнью власти перед возможными обстрелами кортежей высоких чиновников.