Ни для кого не является новостью тот факт, что Узбекистан довольно часто фигурирует в отчетах различных международных правозащитных организаций как одно из государств, где с соблюдением прав человека имеются наибольшие проблемы. Причин для этого масса, и все они являются действительностью современного Узбекистана. К ним можно отнести аресты правозащитников и инакомыслящих, уголовное заключение по сфабрикованным обвинениям, отсутствие свободы прессы и возможности выражения мнений, альтернативных официальному и многое другое. На этой неделе имели место новые факты преследования инакомыслящих в Узбекистане, которые заставляют в очередной раз задуматься о серьезности описанной проблемы.
«Задержание» или арест?
Как сообщает независимый информационный портал «Uznews.net», из Каракалпакстана поступила информация об аресте местного правозащитника Эргашбая Рахимова. По данным его коллег, Э. Рахимов был задержан в Амударьинском районе в воскресенье, 9 июня. Как сообщил журналистам активист Правозащитного альянса Узбекистана Шухрат Рустамов, местный участковый сообщил Э. Рахимову, что его вызывает на беседу начальник РОВД. Кроме того, участковый заявил, что Э. Рахимов находится в республиканском розыске. Правозащитник «принял приглашение», однако вместо кабинета начальника РОВД оказался в следственном изоляторе.
Согласно действующего законодательства Узбекистана, гражданин может быть задержан на срок до трех суток без предъявления ему официального обвинения. 12 июня, спустя трое суток после задержания, брат Э. Рахимова обратился в суд Амударьинского района с просьбой предоставить копию судебного решения о том, что Эргашбай объявлен в розыск, однако получил отказ. Как считает Ш. Рустамов, суд отказал родственникам арестованного правозащитника намеренно, с тем, чтобы никто не мог оспорить данное судебное решение, которое правозащитники считают незаконным. «Это грубейшее нарушение конституционных прав Эргашбая», - заявляет Ш. Рустамов. Дело в том, что никаких оснований для того, чтобы объявлять Э. Рахимова в розыск у правоохранителей не было, более того, он не является фигурантом каких-либо уголовных дел. Даже в день своего ареста, 9 июня, он находился в своем доме, в поселке Магнит, где его и застал участковый.
Пострадал за своего земляка
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», Э. Рахимов известен своим участием в акциях, призванных побудить власти освободить своего земляка, независимого журналиста из Каракалпакстана Салиджона Абдурахманова, который уже несколько лет находится в тюрьме по сфабрикованному обвинению. В частности, в конце февраля текущего года Э. Рахимов вместе с известной правозащитницей Еленой Урлаевой, участвовал в акциях в Ташкенте по защите прав С. Абдурахманова, приговоренного в 2008 году к десяти годам лишения свободы. Тогда они совместно пытались попасть на прием к советнику президента Узбекистана Махкамбою Эргашеву. Однако вместо того, чтобы принять людей, президентский советник распивал чай и смотрел художественный фильм по телевизору, а на законные требования людей их принять лишь впал в ярость, начав угрожать правозащитникам арестом, тюрьмой и даже «лишением головы».
Как говорит сама Е. Урлаева, большинство людей в Каракалпакстане настолько запуганы, что «боятся поднять голову когда мимо проходят даже самые мелкие начальники». Э. Рахимов является одним из немногих, кто не боится высказывать свое мнение, в том числе, в отношении неправомерных действий властей, подает жалобы и обжалует иски местных судов. Иными словами, не боится отстаивать не только свои собственные права, но и права своих земляков. Правозащитники предполагают, что именно этими обстоятельствами и может объясняться преследование Э. Рахимова властями и правоохранителями, которое происходило в последние дни.
К сожалению, стоит признать, что далеко не все в Узбекистане смогли преодолеть страх, и принимать меры по защите законных прав своих соотечественников. Например, не так давно в Интернете была обнародована петиция в поддержку упомянутого С. Абдурахманова, в которой содержался призыв освободить его в связи с ухудшившимся состоянием здоровья. Однако, в 30-миллионном Узбекистане нашлось лишь 106 не побоявшихся поддержать данное обращение.
Автор: Ростислав Белый