В последнее время лидер Узбекистана предпринимал некоторые явные косметические шаги для того, чтобы придать своему режиму более демократичное лицо, например, поддерживая журналистские расследования. Однако в скандальном деле об измене в отношении экс-сотрудника военной разведки сейчас проглядывается немного иной характер нынешних властей республики, сообщает издание EurasiaNet. Больше подробностей решили разузнать эксперты рубрики "Новости мира" журнала "Биржевой лидер".
Запутанное дело Исмаилова
43-летний подполковник С. Исмаилов, бывший и.о. главы военной разведки, был арестован в 2005 году и уже в начале 2006 его признали виновным по обвинению в измене государству, противозаконном хранении боеприпасов, а также злоупотреблении своим служебным положением. Этот процесс был связан со скандальной передачей им в 2003 году информации о вооруженных группировках Афганистана военному атташе РФ.
В апелляции подсудимый настаивал, что действовал исключительно в рамках должностных обязанностей и в интересах своего государства. С. Исмаилов утверждал, что передаваемые им материалы оказались зашифрованными, и поэтому он обратился за помощью к российским специалистам в деле дешифровки.
По заявлению супруги бывшего подполковника, Н. Бондарь, предъявленные для ее мужа обвинения - это месть. Проблемы у ее мужа начались сразу после того, как он раскритиковал другого чиновника из оборонного ведомства, который якобы получил сведения о том, что весной 2005 года несколько исламских боевиков намереваются спровоцировать крупное восстание в Андижане, но в этой связи не предпринял никаких важных действий.
В 2007 году члены Военной коллегии Верховного Суда республики отказали удовлетворить надзорную жалобу С. Исмаилова. В 2008 году Н. Бондарь обратилась со своей жалобой к Совету по правам человека ООН, заявляя, что в ходе длительного судебного разбирательства и рассмотрения апелляции права ее мужа много раз нарушались. В 2011 году Совет вынес решение по этому скандальному делу, но Наталье Бондарь удалось узнать о постановлении только недавно, случайно на него наткнувшись в Интернете.
Что говорят в ООН
В Совет ООН пришли к выводу, что права осужденного были нарушены: в число данных нарушений входил также и тот факт, что непосредственно в момент взятия под стражу Исмаилова не проинформировали о причине ареста и о предъявляемых обвинениях. Советом было установлено, что обвиняемый не имел достаточного времени на подготовку своей защиты и ему не позволили воспользоваться услугами частного адвоката.
В этом документе также сообщается, что власти республики обязаны обеспечить для Н. Бондарь, которая подала жалобу от имени супруга, более "эффективную" защиту в суде. Как говорится в решении авторитетного органа ООН, сторона государства обязана рассмотреть в ближайшее время вопрос о пересмотре данного дела или же вопрос о немедленном освобождении заключенного, а также о соответствующей для него компенсации.
В Совете по правам человека ООН потребовали от Узбекистана предоставить в течение ста восьмидесяти дней информацию о мерах, которые были предприняты во исполнение вышеозначенного решения.
Как сообщила Н. Бондарь, насколько ей известно, действующие власти не предприняли до этого времени никаких действий для исполнения решения Совета. Женщина говорит, что исполнение решения никто не контролирует, поэтому дело не движется и никто не знает, когда же что-то решится.
Как известно, представители Совета по правам человека ООН не располагают механизмом, который способен принудить соответствующее государство признать и исполнить принятое их постановление. Многие правозащитные организации постоянно зачисляют Узбекистан в категорию наиболее репрессивных государств во всем мире.
Дело Исмаилова – далеко не единственный случай. Согласно оценкам, сотни, даже тысячи, заключенных в этом государстве находятся в заключении по политическим основаниям.
В 2005 году Исмаилову сократили 5 лет с 20-летнего первоначального срока. Но его шансы досрочно выйти на свободу на данном этапе представляются ничтожными, отмечает Н. Бондарь.