Не секрет, что власти в Узбекистане пропагандируют построение так называемого «светского государства», вместе с тем, проявления религиозности в обществе не приветствуются, а некоторые представители религиозных общин, включая мусульманские, даже оказывались за решеткой. Еще одним шагом в процессе подавления религиозных проявлений стал запрет на ношение женского мусульманского платка – хиджаба, рыночными торговками.
Спецслужбы обратили внимание на хиджабы
Как сообщает информационное агентство «Фергана.news», на Чиланзарском рынке Ташкента, который ранее носил название «Ипподром», администрация запретила женщинам-торговкам приходить на работу в традиционных мусульманских женских головных уборах. По имеющейся информации, на наличие женщин в хиджабах, торгующих на Чиланзарском рынке, обратили внимание сотрудники узбекских спецслужб. В ходе недавнего рейда они насчитали около 40 торговок в хиджабах, в связи с чем в экстренном порядке был вызван из отпуска директор этого рынка Каюм Ташматов. Спецслужбы велели ему разобраться в том, почему торговцы приходят в мусульманской одежде на работу. К. Ташматов созвал на собрание предпринимателей, работающих на рынке, и объявил им, что на работу необходимо приходить «только в светской одежде».
В то же время, стало известно, что в настоящее время сотрудники спецслужб проводят рейды на других рынках столицы Узбекистана с целью обнаружения аналогичных недостатков в их работе.
История вопроса
Аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер» напоминают, что вопрос ношения хиджабов на столичных рынках поднимается не впервые. Около четырех лет назад, в сентябре 2009 года на рынках города были вывешены объявления, в которых говорилось о запрете ношения хиджабов и другой религиозной одежды, а всем лицам, нарушившим подобный запрет, согласно узбекского законодательства, может грозить штраф от пяти до десяти размеров минимальной заработной платы, более того, нарушители могут быть подвергнуты административному аресту на срок до пятнадцати суток. В данных объявлениях содержалась ссылка на то, что подобные требования частью 1статьи 184 Административного кодекса Узбекистана. Как отмечают наблюдатели, при внимательном изучении Административного кодекса можно сделать вывод о том, что статья 184 предусматривает иное административное наказание и за совсем иное административное правонарушение, а именно за «изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественному порядку и безопасности граждан».
После того, как представители общественности отметили данную явную нестыковку положений узбекского Админкодекса и требований, которые применяются к гражданам на их основе, власти несколько поумерили пыл, и количество женщин в хиджабах на улицах Ташкента вновь возросло.
У появления таких требований со стороны властей была своя предыстория. Дело в том, что незадолго до этого, в мае того же 2009 года в городе Андижан прогремело два, а по некоторым данным и три взрыва в различных районах с интервалов в пару часов. Официальные сообщения содержали информацию всего лишь об одном взрыве, при котором погиб один милиционер, вместе с тем, независимые СМИ сообщили о том, что в морги Андижана было доставлено 16 тел погибших.
В этой связи, незадолго до празднования очередного Дня независимости Узбекистана и 2200-летнего юбилея Ташкента, в конце августа 2009 года по государственным телевизионным каналам страны была транслирована программа, посвященная взрывам в Андижане. Среди прочего, там говорилось о том, что террористы, совершившие самоподрыв, были одеты в хиджабы, и прятали под ними взрывчатку. По этой причине в конце программы содержалась «убедительная просьба» к узбекским женщинам воздержаться от ношения хиджабов хотя бы до 3 сентября, когда пройдут все праздничные и официальные мероприятия, посвященные упомянутым праздникам. Тогда этот негласный запрет был введен в качестве временной меры, однако, теперь, судя по всему, власти и спецслужбы начали новую фазу компании по запрету на ношение традиционных мусульманских платков, которая может иметь свое продолжение, и не ограничиться одними лишь столичными рынками.
Автор: Ростислав Белый