Современная ситуация в области ведения малого бизнеса на территории Узбекистана желает оставлять лучшего. И это не только из-за нестабильного экономического курса, постепенного обеднения населения, но и непомерного давления со стороны государства. А совсем недавно представители известного информационного агентства "Фергана.news" также сообщили еще и о нескольких возмутительных фактах неправомерных взысканий работников налоговой службы республики. Больше подробностей решили разузнать независимые эксперты популярного раздела "Новости СМИ" современного информационного онлайн-издания "Биржевой лидер".
Отработанная схема "работы" налоговиков
Сегодняшние фискальные органы Узбекистана отдают предпочтение работать "на карман", постоянно устраивая непокорным гражданам устрашающие скрупулезные рейды-проверки и так называемые "контрольные закупки", при этом нередко пользуясь подставами и наводками (конечно же, через собственных доверенных лиц) и всячески прикрываясь разными нормативными документами.
В основном, используются известные "карательные" статьи нынешнего Налогового кодекса, а именно - хранение неоприходованных товаров или же сокрытие выручки, ведение торговли и оказание разных услуг без применения необходимых контрольно-кассовых машин. Главными жертвами такого произвола становятся представители среднего и малого бизнеса - те, кто не имеет хороших связей и больших денег.
Исходя из наблюдения, большинство из "проштрафившихся" предпринимателей сдается сразу и принимает установленные правила игры своих контролеров, давая согласие на неписаные условия "современного взаимовыгодного сотрудничества", а это -: 100-200 долларов в месяц с одного человека взамен выплаты официально предусмотренных налогов (при этом патент сдается). Такого рода схема отработана уже десятилетиями и продолжает приносить налоговикам огромный куш, и самое главное – почти не дает "осечки". Но, как поведали более осведомленные источники, и на таком карательно-репрессивном фронте иногда случаются весьма серьезные "проколы", хотя их пытаются скрыть сами налоговики.
Налог с продаж или фиксированный налог?
В президентском указе от 24 августа 2011 г. "О дополнительных мерах по формированию благоприятной деловой среды для развития частного предпринимательства и малого бизнеса" говорится о том, что во взаимоотношениях всех субъектов предпринимательской деятельности с госорганами управления разных уровней, контролирующими и правоохранительными и органами действует принцип непосредственного приоритета прав предпринимателей. Именно в его соответствии возникающие неустранимые противоречия, а также разного рода неясности нормативно-правовых актов всегда толкуются в пользу самих предпринимателей.
Но на фоне неадекватно увеличивающихся налогов и постоянного произвола представителей фискальных органов эти слова воспринимаются как неприкрытое издевательство, уверяют в узбекской деловой среде.
Все больше предпринимателей не согласны идти на сговор с нынешними "сборщиками податей", тем самым требуя соблюдать букву закона в сфере налогообложения и внести кардинально-позитивные изменения в деятельность всей фискальной системы. Как рассказывает ташкентский предприниматель Е. Агибалова, в 1998 году, когда для торгующих на "Ипподроме" в виде краткосрочного эксперимента введен был фиксированный налог, а также из общего перечня проверок была убрана книга учета доходов и расходов, показатель налоговых сборов сразу пошел вверх. К тому же, численность инспекторов-контролеров сократилась в разы, а количество желающих заниматься легальным бизнесом, не опасаясь конфискаций резко увеличилось.
Е. Агибалова заявляет, что главное звено в бизнесе - это именно фиксированный налог при свободной торговле. Но на сегодняшний день физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, госчиновники обязывают продавать товар, пользуясь только контрольно-кассовым аппаратом и ведя отчетность в специальной книге кассира-операциониста, а это абсолютно неверное решение, ведь фиксированный налог уже исчислен и установлен. Есть смысл использовать кассовый аппарат, если сам налог отчисляется с продаж. При всем этом налог, который зависит от фактической продажи, оказался бы гораздо ниже того фиксированного платежа, который сейчас равен 10 минимальным окладам.