Узбекистан хранит свои традиции, подчас более ревностно, чем жизнь и здоровье должностных лиц. «Биржевой лидер» уже сообщал о критическом состоянии, в котором оказался один из наиболее влиятельных чиновников Узбекистана – Файзулла Муллажанов.
Внезапный отказ почек, с которым председатель Центрального банка был госпитализирован в столичный правительственный стационар №1, все увереннее объясняют отравлением. В организме чиновника были выявлены ядовитые химические соединения. Эта информация старательно умалчивалась.
Файзулла Махсутжанович стоит во главе Центрального банка Узбекистана с 1991 года. Для подчиненных его госпитализация стала полной неожиданностью, что странно для страны, где слухами полнится земля. Едва чиновник прибыл в больницу, как в эфире появились новости о его состоянии, а вместе с ними – имя человека, который заменит Муллажанова. Как предполагает онлайн-издание ЦентрАзия, данная схема была проплачена.
Освободившееся место занял Улугбек Мустафаев - ставленник Рустама Азимова, вице-премьера Узбекистана и финансового барона. Трения главы Центрального банка с Азимовым продолжались долгое время. Заместитель главы Кабмина вытеснял Муллажанова через свою позицию в финансовом секторе.
Первый вице-премьер занимает едва ли не верхушку списка вероятных преемников Ислама Каримова. Будущий политик родился в 1958 году в Ташкенте. Отец Рустама был академиком, и легко ввел подросшего сына в столичную элиту.
В 1991 году Ислам Каримов посетил заседание, на котором обсуждались преобразования в банковско-финансовой системе страны в условиях рыночной экономики. Выступал молодой председатель Узбекского инновационного банка «Ипак Йули». В течение четверти часа он говорил о роли коммерческих банков во внешней экономике, под конец перешел на английский язык. Каримов был впечатлен настолько, что тут же подписал указ о создании Национального Банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана. Председателем правления стал Азимов.
Семь лет спустя он занял должность министра финансов. В 1999 году с помощью прокуратуры Азимов освободил место председателя правления банка «Ипак Йули» от Хамзы Икрамова. Взамен был назначен управляющий Яккасарайского отделения НБУ - Рустамбек Рахимбеков, ученик министра финансов.
С 2000 года Азимову пришлось пробовать себя на должностях министров разных направлений. Он совмещал управление министерством финансов с работой заместителя главы Кабмина. Затем оставил обе должности в связи с назначением на пост министра макроэкономики и статистики. С января 2003 года Азимов управляет министерством экономики, снова став заместителем премьера. В июле 2005 года он становится министром внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли, а с ноября – министром финансов.
В 2012 году активы «Ипак Йули» превысили 350 млн. долларов.
Еще одна узбекская традиция запрещает прикасаться к стратегическим активам руководителей высшего эшелона власти – это вредит равновесию сил в правительстве. Неписаное правило было нарушено в конце 2012 года. Начались масштабные проверки «Ипак йули».
Дело коснулось доверенных Азимову лиц. Был уволен управляющий одного из филиалов банка, оказавшийся ставленником председателя правления «Ипак йули» Рустамбека Рахимбекова. Сам глава Центрального банка Узбекистана Файзулла Муллажанов, не стесняясь в выражениях, велел снять молодого управляющего.
Тень упала на Рахимбекова. Поползли слухи о миллионных доходах, полученных от продаж иностранной валюты на «чёрном рынке». Сорок работников налоговой службы и генеральной прокуратуры явились в банк с проверкой. Выявилась связь финучреждения с деятельностью известной валютчицы Халимы, которая находится в розыске.
Азимов провел переговоры со Службой национальной безопасности, и проверка затормозилась. В начале 2013 года Муллажанов не аттестовал председателя правления банка «Ипак Йули» Рахимбекова. В марте Азимов убедил главу СНБ Рустама Иноятова выступить на его стороне. Помог и председатель Верховного суда Буритош Мустафаев. В апреле Муллажанов пропустил Рахимбекова на аттестацию. Уволенный управляющий вернулся на работу, хотя и занял в банке другую должность.