Сбор денег с населения - главная тема нынешних "планерок" и "пятиминуток" во всех без исключения госорганизациях Узбекистана. К примеру, на прошлой неделе узбекский налоговый комитет расклеил повсюду красочные объявления-призывы о необходимости инкассирования денежных средств, пробивания чеков через кассовые аппараты, чтобы "способствовать сокращению внебанковского оборота капитала и своевременной выплате зарплат, пенсий и стипендий". Мол, именно от вашей сознательности, уважаемые торговцы и покупатели, зависит экономическое благополучие страны. Хотя и тем, и другим хорошо известно, что в условиях кабальных налоговых платежей торговля посредством подотчетных чеков – дело откровенно убыточное, и идут на этот шаг разве что под плеткой.
Владельцы местных магазинов и торговых предприятий говорят журналистам, что районные председатели требуют от них денег, которых и простых мелких предпринимателей нет. По словам торговцев, в Ташкенте под контролем чиновников находится абсолютно весь рынок, когда случаются конфликты с налоговыми организациями, тогда торгаши бегут к своим контролерам.
Не улучшилась и жизнь узбекских пенсионеров. Как уже сообщалось, около двух месяцев назад контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина, озабоченное плачевным состоянием дел с выплатами пенсий и пособий, инициировало проверку деятельности Пенсионного фонда. Ревизоры, выехавшие на места с целью изучения ситуации изнутри, воочию убеждались в вопиющих нарушениях прав пенсионеров, оказавшихся на старости лет за чертой бедности.
Пенсионеры жалуются, что Министерство финансов не выполнило даже часть тех обещаний, которые давали в мае этого года. Ревизоры, которые весной совершали обходы граждан, дали им фальшивые телефоны, на которые просто нереально дозвониться. Люди жалуются, что в стране все делается "для галочки".
Государственная казна, судя по наблюдениям, как пустовала, так и продолжает пустовать, выплаты пенсий и зарплат отодвинулись на еще большие сроки. Теперь изо дня в день, по утверждениям работников столичных почтовых отделений, растет число пенсионеров-жалобщиков, которые добиваются получения пенсий раньше срока (во избежание ненужного шума руководство заставляет почтовых работников в первую очередь удовлетворить требования этой категории получателей). А что, если в один прекрасный день все пенсионеры одновременно обратятся в прокуратуру с жалобами? Страшно даже представить, что будет твориться вокруг этого судьбоносного вопроса буквально через месяц, когда начнется массовая хлопкоуборочная кампания.
Катастрофическая ситуация в стране заставляет чиновников искать новые пути решения данной проблемы, однако почему-то все решения, связанные с карательными операциями, которые проводят для простых людей. Бизнесмены, которые не хотят афишировать свои доходы, платят налоговикам и милиции "карманную подать". Между тем, каждому ташкентцу (не говоря уже о силовиках и фискальных органах) хорошо известно, что в столице и его окрестностях немало так называемых частных базаров и крупных современных торговых комплексов, где до сих пор торговля осуществляется на "безотчетной" основе. Более того, расчеты с покупателями ведутся в американской валюте. Как говорят очевидцы, это самый настоящий долларовый клондайк, и миллионы "зелененьких" беспрепятственно стекаются в карманы избранных. В этой стихийной "свободной экономической зоне" мы не увидим кассовых аппаратов, здесь нет контрольных закупок и налоговых поборов. Разумеется, могущественных хозяев самопровозглашенной "СЭЗ" не волнуют и проблемы инкассирования денег.
Но есть, конечно же, люди, которые не платят налоги, но спят спокойно. Владельцы крупного бизнеса, которые имеют связи с депутатами и чиновниками, не платят налоги и не имеют никаких проблем вовсе. По прогнозам экспертов и исследователей политики и экономики, скоро Ташкент и целая страна может превратится в монополию, где игроками останутся только самые влиятельные люди, то есть политики и чиновники, которые сами у себя денег отнимать не станут.
Ситуация продолжает оставаться не выясненной, простые граждане не знают, что с ними и их небольшим бизнесом будет дальше.