Несмотря на то, что до очередных президентских выборов в Узбекистане еще больше года, экспертное сообщество и пресса живут ожиданием скорой смены власти в этой стране. Темой номер один для всех, осознающих геостратегическую значимость этой центральноазиатской страны, уже который год является вопрос о преемнике Ислама Каримова. Как у нас шутят, настоящий президент на постсоветском пространстве должен: посадить олигарха, построить вертикаль власти и вырастить преемника.
Периодически появляющиеся слухи о плохом самочувствии узбекского президента, о череде тяжелых болезней, коварно обрушившихся на него за последнее время, делает этот вопрос все более острым и даже неотложным. Вот только общественности и экспертам мало что известно о возможном политическом наследнике Каримова, эта тема в Узбекистане в информационном смысле давно превратилась в terra incognita. В этих условиях доклад "Инвестиционный потенциал Узбекистана", подготовленный Международным институтом политической экспертизы (руководитель проекта Евгений Мильченко), - одна из немногих возможностей для широкой общественности заглянуть за кулисы политической кухни Ташкента.
В свою очередь эксперты раздела "Новости Узбекистана" интернет-журнала "Биржевой лидер" решили сверить и сопоставить свои оценки того, что происходит сегодня в республике, и кто имеет наибольшие шансы стать преемником Каримова, с выводами МИПЭ.
Преемники, на первый-второй рассчитайсь!
Вообще-то о преемнике Ислама Каримова обычно говорят, что это сам Ислам Каримов. Действительно, на сегодня он является самым "долгоиграющим" высшим лицом на постсоветском пространстве – Ислам Каримов фактически руководит Узбекистаном с далекого 1989 года.
Понятно, с чего вдруг газета "Туркистон" назвала его… падишахом. Но и падишахи подвластны возрасту. Каримов находится в почтенном возрасте, что уже само по себе никому не добавляет здоровья.
Правда, разговоры о плохом самочувствии президента Узбекистана регулярно стали появляться с 2001 года, несколько раз СМИ его почти "хоронили", однако жив курилка. Но 75 лет - это все же восьмой десяток, тут хочешь, не хочешь, но начнешь думать о передаче власти. Аналитики МИПЭ всем заинтересованным и просто интересующимся узбекскими делами лицам предложили свой политический пасьянс "наследников" Каримова. Наши эксперты не готовы согласиться со всеми оценками МИПЭ, но признают важность работы, проделанной коллегами. Итак, начнем анализ доклада в части "операции преемник".
Гульнара Каримова – старшая дочь Ислама Каримова. В докладе МИПЭ ее шансы на будущее лидерство в стране оцениваются крайне низко (вариант маловероятный и сложнореализуемый). Наши эксперты, во многом соглашаясь с аргументацией МИПЭ, считают, что все же не все так просто и однозначно с этой кандидатурой в президенты. Пройдемся по оценкам Каримовой в изложении МИПЭ:
- консервативность узбекского общества, в котором сам факт пребывания женщины во главе государства является вызовом. Все так. Но, во-первых, если это все же произойдет, она будет не первой женщиной-главой государства (вспомним, Беназир Бхутто, Индиру Ганди), во-вторых, не стоит преувеличивать консервативность узбекского общества, ему в этом плане куда как далеко до пакистанского, не будем забывать, что у этой республики семь десятилетий пребывания в составе СССР с его политикой "освобождения женщин Востока". В-третьих, Гульнара Каримова в Узбекистане – не женщина, а политик, дочь президента, к тому же, с мужским характером, и наконец, учитывая, что в течение последних лет жизнь в Узбекистане несколько наладилась и улучшилась (о причинах этих успехов будет сказано ниже), многие узбеки ради стабильности сами предпочтут президентскую дочь (о состоянии "демократии" и возможности "свободного выбора" в стране напоминать не будем);
- личная репутация Гульнары Каримовой. Авторы утверждают, что у нее много врагов. Вызвано это ее ненасытной бизнес-деятельностью. Со слов Wikileaks, "большинство узбеков считают Гульнару жадной, стремящейся к власти, беспощадной, использующей своего отца, для того, чтобы отбирать бизнес у конкурентов и давить каждого, кто встанет у нее на пути". И вообще она - "самый ненавистный человек в стране". Понятно, что чрезмерное обогащение Каримовой, выставляемое зачастую напоказ у нищего населения, не приносит ей симпатий узбеков. Впрочем, Гульнара сейчас активно работает над исправлением своего имиджа. С некоторых пор она позиционирует себя защитницей малого бизнеса, ее фонд активно занимается развитием в республике культуры, медицины, образования, спорта. Уже сегодня по пиару и популярности старшая дочь президента Гульнара Каримова обошла всех политиков республики, в том числе и своего отца. И потом, согласно Конституции Узбекистана, в случае чего, временным исполняющим обязанности президента должен стать один из членов сената или парламента, а еще недавно планировалось (во всяком случае, ходили такие слухи), что нижнюю палату должна была возглавить Каримова. Ну, а после этого возглавить страну на постоянной основе – это уже дело техники (техники избирательных комиссий);
- не очень хорошее реноме на Западе. Тоже мне беда. Чем хуже репутация постсоветского политика – тем проще и легче им управлять западным кукловодам. Не в США ли прозвучало сакраментное "Он может быть и сукин сын, но это наш сукин сын".
Так что не все так безнадежно для Гульнары Каримовой. В конце концов, сами аналитики МИПЭ отмечают, что видные силовики, руководители СНБ готовы поддержать кандидатуру дочери Каримова. И она готовится, пожалуй, к решающему в своей жизни бою. Как отмечает главный редактор портала "Фергана" Даниил Кислов, она первая, играя на опережение, занялась компрометацией соперников и созданием себе имиджа "борца за справедливость".
Но если все же не Гульнара Каримова? Тогда, предполагают эксперты МИПЭ, кандидатом в преемники будет кто-то из ближайшего окружения И. Каримова. И называют две, на их взгляд, главные фигуры марафонского забега, фигуры, кстати, представляющие два основных клана. Речь идет, конечно, о премьер-министре Шавкате Мирзияеве и первом вице-премьере Рустаме Азимове. Рассмотрим их шансы.
Шавкат Мирзияев – премьер-министр. Среди резонов, которые повышают его ставки в борьбе за высший пост в стране, эксперты МИПЭ называют следующие:
- принадлежит к самаркандскому клану, к нему формально принадлежит и Ислам Каримов, что повышает ставки Мирзияева. При этом он декларирует надклановую политику, поэтому сможет договориться и с другими кланами и, тем самым, обеспечить себе поддержку;
- таджикоязычен, что обеспечивает ему близость с Исламом Каримовым (есть версия, что он наполовину таджик по происхождению);
- считается послушным Каримову политиком, беспрекословно исполняющим любые приказы, то есть, по идее, сможет выполнить все договоренности по гарантиям безопасности семье Каримова.
К слабым местам политика эксперты относят его образование. Дело в том, что Мирзияев окончил не престижный Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства, и вообще, у него репутация человека "быковатого", несведущего в современной экономике и мировой политике. Однако, думается, что не стоит преувеличивать эти слабые стороны политика, возводя их в абсолют, ставящий крест на его возможной президентской карьере. Достаточно вспомнить, что сам Каримов начинал с инженер-механиков, и это ему нисколько не помешало. Главное, что Мирзияев умеет ждать, он уверен, что его время еще придет.
Рустам Азимов – первый вице-премьер. Долгое время именно его шансы считались преимущественными. У этого возможного претендента, в отличие от Мирзияева, с образованием и происхождением – полный порядок:
- сын известного ученого, имеющий за плечами исторический факультет Ташкентского университета и магистратуру в Оксфорде, он тесно связан с элитными группами ташкентского клана. Представители этого клана доминируют в науке, культуре и искусстве, достаточно сказать, что среди них наибольшее количество академиков и народных артистов республики. То есть поддержка на выборах "звезд" и "звездочек" ему обеспечена;
- хорошо разбирается в современной экономике и финансах. В республике у него реноме прозападного политика, что, как пишут эксперты МИПЭ, может сыграть положительную роль в его выборе, учитывая нынешний прозападный крен Каримова;
- создал на Западе имидж "реформатора", приверженного либеральным ценностям;
- долгое время ходили слухи, что Азимов пообещал Каримовой пост премьер-министра в случае его назначения президентом.
Однако в последнее время отношения между ними серьезно осложнились. Гульнара весной этого года в своем микроблоге в Twitter вдруг обвинила Азимова… в коррупции и мошенничестве. Но несмотря на эти громкие выпады, он не потерял свой пост, что было расценено экспертами как доказательство его силы и влиятельности.
Впрочем, известный сетевой публицист Ядгор Норбутаев полагает, что ни Мирзияев, ни Азимов не станут участвовать в политическом кастинге. Мол, за время государственной службы они оба наваривали сверх меры, и теперь им незачем рисковать своей головой. Они постараются протолкнуть на высший государственный пост своих протеже, чтобы потом тихо уйти на покой.
В исследовании МИПЭ практически не уделено внимание еще одному вероятному кандидату в президенты – Рустаму Иноятову. Для полноты политической картины восполним этот пробел аналитиков.
Рустам Иноятов – глава Службы национальной безопасности. Возможно, невнимание к этой фигуре объясняется его принадлежностью к спецслужбам. В экспертной среде считается, что президент – выходец из силовиков - это крайне плохо для внешнего имиджа режима. Между тем, сбрасывать его со счетов рано. По целому ряду причин. Во-первых, он – сильно обрусевший узбек, который к тому же прошел школу КГБ СССР, кстати, работал и во внешней разведке. Правда, напоминает, кого-то. Спрос на "твердую руку" и "сильную личность" по-прежнему актуален на постсоветском пространстве. Во-вторых, скоро уже два десятилетия, как он стоит во главе СНБ, за это время он превратил ее фактически в государство в государстве. К его слабым местам можно отнести только возраст (через год ему исполнится 70 лет) и состояние здоровья (сахарный диабет). Впрочем, когда возраст и нездоровье были препятствием, если речь идет о посте №1 в стране.
Этот список можно и дальше продолжить, ясно одно – явного кандидата в преемники Каримова пока не видно.
Восток – дело тонкое и темное
Так или иначе, но, по всей видимости, Ислам Каримов преемника не подготовил, во всяком случае, пока заметных телодвижений в этом отношении сделано не было. Какие варианты возможны в случае форс-мажора? А вот тогда возможны любые варианты, вплоть до гражданской войны типа таджикской начала 90-х годов. В таком случае логично задаться вопросом, почему Каримов тянет с назначением преемника? Думается, этому обстоятельству можно предложить несколько самых разных объяснений и пояснений.
Первое. Несмотря на все слухи о "тяжелой" болезни, Каримов чувствует себя совсем даже неплохо для своего возраста, в таком случае у него нет никакой необходимости торопиться с подготовкой "плана Б".
Второе. Президент пока не видит среди приближенных той кандидатуры, которой безбоязненно сможет вручить власть в стране, а заодно и безопасность своей семьи, и ее немалое состояние. Вот он и тянет время, пребывая в нелегких раздумьях. За последнее время он поменял уже не одного фаворита.
Третье. Выбор преемника связан с внешнеполитическими приоритетами Каримова. В экспертной среде считается, что США вполне могут устроить на посту президента Узбекистана Гульнара Каримова, Рустам Азимов или спикер сената Илгизар Сабиров. Россия же хотела бы видеть на этом посту Алишера Усманова или Шавката Мирзияева. Проблема в том, что эти самые приоритеты у узбекского президента меняются, как мартовская погода.
Четвертое. В стране готовится сценарий "слабого президента" и "сильного премьер-министра" в лице либо самого Каримова, либо человека, приближенного к нему. В таком случае, кто станет президентом страны, большой роли не играет, это будет "техническая должность". Не случайно же в последнее время в Конституцию страны были внесены изменения, которые значительно расширили полномочия парламента и правительства, а президентские - серьезно ограничили.
Так или иначе, но проблему с преемником придется решать, ибо если Каримов сам не назовет его имя, то стране вполне может угрожать гражданская война и приход к власти исламской оппозиции – единственной более или менее организованной оппозиционной силы в стране. И тогда мы будем гадать не о фамилии президента, а об имени эмира или муллы Узбекистана.
Редколлегия раздела "Новости Узбекистана" интернет-журнала "Биржевой лидер" совместно с экспертами Академии Masterforex-V проводят опрос в Диcкуссионном клубе Академии Masterforex-V: кто, на ваш, взгляд станет преемником Каримова?
• Ислам Каримов
• Гульнара Каримова
• Шавкат Мирзияев
• Рустам Азимов
• Рустам Иноятов
• "темная лошадка".