Узбекистан – лидер антитеррористических инноваций. Звучит, конечно, непривычно, но подобные заголовки вполне могут появиться в мировых СМИ к сентябрю 2013 года. Дело в том, что в ВУЗах республики, управляемой одним из самых жестких правителей современности, появиться новая специальность: "Борьба с терроризмом".
Что это за специальность и откуда вдруг возникла необходимость в ней, разбирались аналитики отдела "Новости Узбекистана" интернет-журнала "Биржевой лидер".
Без диплома бороться с терроризмом в Узбекистане – ни-ни!
Актуальность борьбы с терроризмом очевидна, пожалуй, для любого современного государства. Случай Узбекистана в этом отношении показателен: даже одного соседства с Афганистаном хватило бы для придания региону статуса "территории повышенной террористической опасности". А ведь Афганистан – не единственный, хоть и наиболее "горячий" источник террористической угрозы: Средняя Азия кишит этими источниками.
С этой точки зрения особое внимание властей Узбекистана к борьбе с терроризмом не вызывает вопросов. Однако методы представляются как минимум любопытными. Во всех военных и милицейских ВУЗах Узбекистана начинается ускоренная подготовка молодых офицеров по специальности "Борьба с терроризмом". Причем на эти отделения не только будут набирать абитуриентов "с нуля", но и переводить с других, "смежных" факультетов, ежегодно выпуская более сотни дипломированных "борцов с терроризмом".
Инициатива, безусловно, похвальная, однако сразу бросается в глаза пара-тройка несуразностей:
- явный количественный перебор: зачем так много офицеров столь "специфической" специальности?
- насколько вообще оправдано существование отдельной специальности? Ведь "борьба с терроризмом" включает в себя целый набор стандартных дисциплин, специфики-то в ней не так уж и много, а та, которая имеется, относится скорее к практической сфере, нежели к "руководящим" задачам, которые возлагаются на офицеров.
Что стоит за "антитеррористическими инновациями": мнение экспертов
Эксперты скептически воспринимают "инновацию" узбекских властей. Они полагают, что идея введения специальности "борьба с терроризмом" выполняет прежде всего рекламно-идеологическую, пропагандистскую функцию. В данном случае гипертрофированно копируется опыт США и Израиля, которые по умолчанию считаются самыми продвинутыми в антитеррористическом смысле государствами. Впрочем, даже там антитеррористическое образование выглядит не столь регламентировано, что вполне понятно: борьба с терроризмом включает в себя самые различные направления, которые невозможно объединить в рамках одной специальности.
Эксперты также отмечают, что в Узбекистане беспрецедентно высок уровень внутреннего государственного "контроля повседневности". Даже на фоне США и Израиля, которые являются признанными лидерами в области слежки за своими гражданами (достаточно вспомнить недавний американский скандал со Сноуденом) Узбекистан смотрится особняком. Помимо стандартных служб паспортного контроля на всех вокзалах, блокпостов на автодорогах и повсеместных милиционеров, в Узбекистане широко развит институт "добровольных помощников участковых", которые позволяют обеспечить практически сплошную слежку и контроль.
При этом в том же Израиле антитеррористические подразделения – это совсем немногочисленные группы. В конце концов, не стоит путать борьбу с терроризмом и общую государственную безопасность, в которую входит и антитеррористическая деятельность. Возникает вопрос: зачем же в Узбекистане столь массовая подготовка антитеррористических кадров?
Эксперты считают, что основная задача этих кадров – подавление в принципе любого выступления против власти, независимо от того, является оно террористическим или нет. Это всего лишь проблема определений: что назвать терроризмом, а что нет. Как известно, в Узбекистане за определения отвечает тот, кто отвечает и за все остальное: Ислам Каримов. А это означает: были бы борцы с терроризмом, а "террористы" найдутся.
Экономика и курс узбекского сума остаются под вопросом
США представили правительству Узбекистана список коммерческих и инвестиционных проектов на общую сумму около 4 млрд. долларов, об этом сообщает портал farishta.uz. со ссылкой на председателя Американо-узбекской торговой палаты Кэролин Ламм.
В то же время, отметим, что на фоне введения разного рода новых правил курс доллара на "черном рынке" растет. Так, на данный момент он составляет от 2000 до 3000 сумов. Позднее курс пошел на спад на черном рынке. Валютчики, однако, высказывали предположения, что в дальнейшем он снова начнет расти.
На данный момент официальный курс узбекского сума к доллару США торгуется на уровне 2 115,30, пояснили аналитики компании Nord FX (входит в ТОП рейтинга брокеров Форекс Академии Masterforex-V):
Видео: Курс узбекского сума и борьба с терроризмом в стране: реалии или необходимость
Курс узбекского сума и борьба с терроризмом в стране: реалии или необходимость