В четверг, 5 сентября, директора парков в Ташкента собрали работающих на территориях парков индивидуальных предпринимателей, чья деятельность связана с аттракционным бизнесом. Как сообщает независимая интернет-газета «UzMetronom», предпринимателей поставили в известность о том, что согласно распоряжению главы администрации столицы Узбекистана, во время сбора хлопка все они должны отбыть на сборы хлопка в Сырдарьинскую область в добровольном порядке.
Там предпринимателям предстоит провести сорок дней. Те, кто не желает отправляться на сборы хлопка, может урегулировать данный вопрос по-другому: либо отдать 40 тысяч сумов за каждый из сорока пропущенных дней, либо заплатить по максимуму за весь период. Тогда сумма составит 1,6 миллиона сумов. По данным аналитиков раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», 1,6 миллиона сумов — это 750 долларов.
Подчеркнем, что тем, кто все-таки рискнет отказаться от предложения, грозят меры административного вмешательства. В частности, речь идет о дополнительных проверках деятельности индивидуальных предпринимателей. Нельзя не отметить, что сборы хлопка вынуждены будут посетить и остальные категории граждан. Также в добровольном порядке. В противном случае учителям, врачам, рабочим промпредприятий и представителям других профессий грозит увольнение.
Напомним, что в минувшем году фермеры, проживающие и работающие в южном регионе республики, заявили, что справятся с уборкой хлопка без детей. Отметим, что в 2012 году премьер-министр Узбекистана объявил о запрете на использование детского труда на хлопковых «плантациях». Кроме того, в постановлении говорилось и о том, что взрослые сборщики должны быть лучше мотивированы. Некоторые фермеры скептически отнеслись к нововведениям, заметив, что все-равно обещания не будут исполнены. По слухам, люди должны были получить от властей по 500 сумов за каждый собранный килограмм хлопка. Однако и в это население поверило неохотно, так как в распоряжении премьер-министра говорилось, что за каждые сто килограммов хлопка сборщики будут получать килограмм хлопкового масла. Подчеркнем, что фермеры не отказались бы и от 200 сумов за килограмм. В позапрошлом году на государственном телевидение появилось сообщение о том, что за каждый килограмм хлопка можно будет получить 150 сумов. Но сборщики получали на 25 сумов меньше.
Причины мирового бойкота узбекского хлопка
Эксперты журнала “Биржевой лидер“ уже писали, что главным мотивом для известных компаний, которые присоединились к бойкоту узбекского хлопка, стал протест против использования принудительного труда, в том числе и детского, на хлопковых плантациях Узбекистана. Как известно, привлечение населения к сбору хлопка в Узбекистане стало традицией, которая взяла начало еще в далекие советские времена. Люди старшего возраста еще не забыли времена, когда по указу секретаря ЦК Компартии Узбекской ССР Рашидова, в период сбора хлопка все трудовые ресурсы были направлены на, как тогда было принято говорить, “битву за урожай“, которая могла обеспечить советскую текстильную промышленность дешевым сырьем. Несмотря на то, что эпоха Советского союза позади, но в Узбекистане в этом плане произошло мало изменений и, как и раньше, с приходом осени, миллионы людей отзываются с предприятий, а школьники и студенты уходят на вынужденные “трудовые“ каникулы, длящиеся месяц-полтора.
Согласно статистике, связанной с количеством погибших детей, занятых на уборке хлопковых плантаций, в течение последних пяти лет во время сбора хлопка погибли семеро детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет. Помимо этого, здоровье и жизнь еще части детей оказались под серьезной угрозой, которая была спровоцирована невыносимыми условиями труда, а также условиями питания и проживания детей в лагерях сборщиков хлопка. Следует отметить, что государство замалчивает подобные факты, возлагая ответственность за детей на их родителей и преподавателей, сопровождающих учащихся. И даже если родители погибших и пострадавших решались на судебные иски, формально виновные в гибели детей люди «отделывались» условными сроками заключения, а родители всячески запугивались, что приводило к тому, что они вскоре отказывались от продолжения судебных процессов, дабы это не помогло придать огласку всем этим вопиющим случаям.