Сбор хлопка на территории Узбекистана каждый год проходит в настоящем военизированном режиме и под зорким надзором властей. На поля сгоняют миллионы горожан — бюджетников, студентов, частных предпринимателей. И хотя на дворе 21-й век, учеников колледжей переводят на "казарменное положение", на хлопок в обязательном порядке отправляют также нарушителей ПДД, сообщает издание "Фергана.news".
Больше подробностей о том, как сегодня проходит пресловутый сбор хлопка на узбекских плантациях, у экспертов рубрики "Новости Азии" популярного журнала "Биржевой лидер".
Дешевый детский труд
Двадцатого сентября текущего года известные ташкентские правозащитники Иван Чочовский и Елена Урлаева проводили мониторинг нынешнего сбора хлопка в нескольких районах Ташкентской области. Как рассказала Е. Урлаева, школьников в 2013 году в обследованных районах в очередном сборе хлопка не задействовали, они посещают школу. Но подростки в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, которые учатся в местных колледжах, по принуждению со стороны властей вместо надлежащей учебы собирают хлопок, а с семнадцатого сентября 2013 года были даже переведены на так называемое "казарменное положение" (другими словами, постоянное проживание непосредственно в районе сбора урожая).
Как рассказывает Елена Урлаева, колледжи попросту пустуют, в них детям были отведены места на полу для очередного ночлега. С раннего утра и до вечера дети собирают хлопок. Норма сбора составляет по пятьдесят-шестьдесят килограммов в один день. Кормят этих сборщиков 2 раза в день. Поля, на которых заняты дети, охраняет военизированная охрана, работники хокимиятов (районных администраций). Над бескрайними полями все время барражирует вертолет.
По словам правозащитницы, в наказание за недосбор хлопка некоторым детям не выплачивают деньги за собранный сырец, многие из них голодают, а девятнадцатого сентября из одной из пресловутых "казарм" убежали одновременно пятнадцать подростков, сегодня ведется их поиск.
Следует напомнить, что 9 сентября 16-летняя студентка местного колледжа в хозяйстве “Хилол“, что в Кашкадарьинской области, погибла на поле от удара током. А уже 15 сентября в поселении Нарчок Бухарской области 6-летний мальчик Амирбек Рахматов неожиданно задохнулся под грудой хлопка.
Альтернативная дармовая рабочая сила
Как сообщают независимые средства массовой информации, отказ от привлечения к надлежащему сбору хлопка простых школьников вынуждает власти активно заниматься поисками альтернативной дармовой рабочей силы. Наряду с многочисленными горожанами-бюджетниками в число так называемых "добровольно-принудительных" нынешних сборщиков урожая хлопка попадают и случайные нарушители установленных правил дорожного движения.
Согласно заявлению не пожелавшего раскрыть свою личность сотрудника государственной автомобильной инспекции при ГУВД города Ташкента, "сверху поступил устный указ об отправке на сбор хлопка (на одну-две недели) нарушителей ПДД, которые особо не заняты на производстве". Во исполнение данного приказа у "штрафника" на время забирают права, собирают уточняющие данные и отпускают с условием, что через некоторое время он непременно должен прийти по нужному адресу для того, чтобы направиться на определенное место сбора урожая.
Один из частных таксистов, который приехал в столицу подзаработать из города Самарканда, попросивший называть его Максудом, объяснил, что большинство из тех людей, кого "нанимают" на сбор хлопка прямо-таки с ташкентских улиц, - такие же его собратья-таксисты из отдаленных регионов. Мужчина говорит, что бывает, человек даже не успевает сказать своим родным правильный адрес уже конечного пункта своей дислокации – поначалу предполагается одно из хозяйств, затем могут и вовсе перевести.
Никто из потенциальных организаторов таковой отправки абсолютно не интересуется, есть ли у него какие-либо деньги, чтобы пополнить баланс своего мобильного телефона.
Сам же Максуд успел отработать свои установленные "штрафные дни" в Сырдарьинской области и вернул забранное водительское удостоверение. Он уверен, что в таких случаях намного лучше соглашаться, ведь отказ дороже стоит – придется заплатить больших размеров штраф. Но Максуду обидно именно за то, что такого рода экстренные меры со стороны инспекторов дорожной службы относятся только к обычным лихачам, но никак не к крутым бездельникам и папенькиным сынкам, которых на улицах Ташкента пруд пруди.