Чем дальше, тем больше заявления узбекских официальных лиц и СМИ становятся похожими на песни сирен. Тех самых морских сирен, известных по античным преданиям своим чарующим пением, вот только это пение завлекало мореплавателей на опасные рифы и стремнины.
Из года в год официальная статистика Узбекистана балует нас картинами невиданного экономического подъема и знаменательных свершений в стране. Однако далеко не все эксперты согласны доверять официальным данным и заявлениям.
Как отмечается в докладе "Инвестиционный потенциал Узбекистана" Международного института политической экспертизы, победным песням Ташкента до реалий жизни очень далеко. Каковы же первые итоги развития узбекской экономики в 2013 году, с чем мы имеем дело – с неопровержимыми успехами страны или сладкоголосыми речами ее властей, целью которых являются, в том числе, и легковерные инвесторы, с этими и другими вопросами разбирались аналитики раздела "Новости Узбекистана" интернет-журнала "Биржевой лидер".
Узбекская Dolce Vita
Нет, правда, тем, кто бесконечно устал от осенней слякоти и беспроглядной серости, для поднятия жизненного тонуса утро лучше начинать с просмотра узбекских СМИ. Заряд бодрости на целый день вам гарантирован.
Судя по прессе, в Узбекистане все хорошо и становится еще лучше – внешняя задолженность является "одной из самых низких среди стран мира" (с 11% до 16% ВВП в последние годы), внутренний долг равен нулю процентов, профицит бюджета составляет 2 процента, валютные резервы с 2004 года до 2012 года выросли с 5 до 15 месяцев импорта, страна вошла в ТОП-20 самых перспективных государств мира для бизнеса в 2013 году и в ТОП-5 стран с наиболее быстрорастущей отраслью туризма и т. д., и т. п. Другими словами, число узбекских успехов и побед не счесть.
Действительно, страна развивается, вот и в первом полугодии 2013 года официальная статистика зафиксировала рост основных макроэкономических параметров:
- ВВП вырос на 8 процентов;
- выпуск промышленной продукции увеличился на 8,2 процента;
- продукция сельского хозяйства выросла на 7,3 процента.
Соответственно, рапортуют государственные СМИ, улучшились и социальные показатели:
- реальные доходы населения увеличились на 16,3 процента, правда, в 2012 году они увеличились на 17,5 процента;
- численность безработных составила чуть более 630 тысяч человек, это всего 4,8 процента от экономически активного населения. Не много, вот только за это же время в 2012 году их было 610 тысяч. Скажете, изменения незначительные? Да, но тенденция ведь налицо.
При этом официальный курс узбекского сума на сегодняшний день падает к доллару США и составляет 2 180,95, отметили аналитики брокерской компании XE Markets (входит в рейтинг брокеров Форекс Академии Masterforex-V):
Тем не менее, тогда как некоторые постсоветские страны пребывают в глубокой рецессии (та же Украина) или близки к тому, чтобы впасть в нее (Россия), Узбекистан динамично развивается. В чем же причина узбекского экономического чуда? Ташкент убежден, что успех зиждится на модернизации, инновации, инвестициях и диверсификации. Вот такая себе узбекская "четыреххвостка".
Если об инновациях официальная статистика не особенно любит распространяться, то о модернизации в Узбекистане вам расскажут с дорогой душой. К примеру, о том, что он оказался единственной страной постсоветского пространства, в которой выросли доля промышленности в ВВП, ну и, конечно же, о создании фактически с нуля автомобильной промышленности. Сегодня узбеки сами производят автомобили Uz-Daewoo, грузовики Isuzu и даже делают, нет, пока не ракеты, а самолеты. А пару лет назад заработало совместное предприятие "Дженерал моторз" и госкомпании по выпуску автомобильных двигателей.
Что касается инвестиций, то официальные лица и исполнители уверены, что в республике создан инвестиционный рай для иностранного капитала, ему законодательно предоставлены широкие льготы и надежные гарантии по защите прав собственности. Случайно что ли Ташкент заполонили баннеры с надписью "Предприниматель, соблюдающий закон, – под защитой государства"? Вот только в рейтинге экономик от Doing business – 2013 Узбекистан почему-то стоит только на 154 месте из 185 возможных.
Относительно диверсификации профессор РАНХиГС Владимир Попов написал так: за какие-то 20 лет страна избавилась от монокультурной зависимости от хлопка, добилась продовольственной и энергетической независимости и модернизировала промышленность, машиностроение и химию. Профессор Попов убежден, что "Узбекистан сегодня идет по пути Японии, Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга и становится вровень с Китаем и Вьетнамом". Что тут скажешь, доля хлопка в экспорте страны, если опять же верить официальной статистике, разительно снизилась (с 65% в 1992 г. до 9% в 2012 г.), вот только доля топлива и нефтепродуктов буквально взлетела – с 4 до 38 процентов, а продукция машиностроения увеличилась всего с 2 до 7 процентов.
Независимые же эксперты полагают, что вопреки рисуемой официозом картине благополучия, экономика Узбекистана достигла лишь точечных успехов, к примеру, в том же автомобилестроении. Увы, но в песне об узбекской экономике – "сладкой ягоды – только горстка, горькой ягоды – два ведра".
Зрительный обман… или картинка с секретом?
Дело в том, что официальная статистика Узбекистана не внушает экспертам большого доверия, они подозревают, что она изрядно искажает представление о реальном состоянии дел в экономике. У аналитиков серьезные опасения вызывает макроэкономическая стабильность страны, причем уже в среднесрочной перспективе. Так какие же "острые утесы или мели" скрываются под красивой картинкой узбекской экономики? Ну, хотя бы следующие:
- низкий уровень жизни. Страна как будто бы живет в двух реалиях. К примеру, еще недавно, до августовского повышения, средняя зарплата, по официальным данным, составляла 340 долларов, а по неофициальным – не более 200 долларов, не говоря уже о пенсиях в 70 долларов. А что можно сказать о сельских жителях с их многодетными семьями и зарплатами лишь во время уборки урожая? К тому же стоимость потребительской корзины и прожиточный минимум в Узбекистане являются закрытой информацией, поэтому трудно подсчитать, сколько в стране людей живет за чертой бедности;
- скрытая безработица. Официально безработица в стране не превышает 4,8 процента, а вот по неофициальным данным около 30 процентов;
- спрятанная инфляция. Как известно, по официальным данным, инфляция в прошлом году составила 7 процентов, тогда как Uznews.net считает, что за год темпы инфляции превысили 21 процент, то есть почти в 3 раза больше, чем докладывает правительство. Только в прошлом году газ подорожал почти на 30 процентов, с 1 октября он вновь дорожает, вместе с ним растут тарифы на центральное отопление и горячее водоснабжение.
И все же 2013 год трудно назвать провальным для Узбекистана. Вот только у независимых экспертов свое объяснение нынешних успехов Ташкента:
- низкая база отсчета развития экономики;
- экспортоориентированная модель развития с ее налоговой поддержкой экспортеров, заниженным валютным курсом и протекционизмом. Однако для этой модели жизненно важными являются инвестиции и технологии, а это – проблема. Вон швейцарская компания Liebherr так и не смогла договориться с официальными узбекскими лицами об условиях деятельности в стране, в результате чего вынуждена была отказаться от проекта по созданию производства специальной техники. Ташкент уже пять лет пытается убедить зарубежные компании наладить в стране сборку спецтехники – не идут. Виной тому специфический деловой климат в стране, когда легко отнять бизнес едва ли не у каждого успешного предпринимателя (для этого достаточно смены внешнеполитического курса руководством страны), когда конвертация сума в иностранную валюту и налоговые послабления зависят от состояния "мохнатости руки" сверху и пр. Пример, "Вимм-Билль-Данна" и МТС не просто забыть. А тут еще слухи о проблемах со здоровьем 75-летнего Ислама Каримова;
- высокие цены на основные экспортные товары Узбекистана – хлопок, газ, золото. Проблема в том, что эти ресурсы в любой момент могут подешеветь, и тогда – прощай, макроэкономическая стабильность. А вот с наукоемким экспортом у Узбекистана по-прежнему негусто, если не сказать, пусто;
- денежные переводы трудовых мигрантов. Только в России работает более 2,3 млн. узбеков. Ислам Каримов как-то назвал их "попрошайками и бездельниками". Вопрос в том, как обошелся бы бюджет страны без их заработка. Известно, что их денежные переводы (почти 6 млрд. долларов) составляют чуть ли не половину бюджета страны. МВФ считает, что вклад гастарбайтеров составляет до 15 процентов ВВП страны, а вот узбекская статистика дает другую цифру – лишь 2 процента. В общем, ловкость рук и никакого мошенничества. Так что касательно оценок развития экономики Узбекистана в этом году – провальным был год или успешным – скажем так: истина, как и водится, лежит где-то посередине.
Видео: Экономика Узбекистана: успех или полный провал 2013 года?
Экономика Узбекистана: успех или полный провал 2013 года?