На шестьдесят восьмом съезде ООН в столице Америки Абдулазиз Камилов, выступающий в должности министра по иностранным делам, заявил о теме постройки ГЭС в регионе и тем самым прогнозировал увеличение пользы от водных ресурсов страны.
Как уже говорилось ранее, президент страны подчеркнул важность построения Рогунской ГЭС, так как, приняв такое непростое решение, страна сможет «восстановить пробелы» в проблемах безопасности энергетики.
МИД Узбекистана уверен в важности принятого решения. Ведь при плохих экологических условиях и недостатке воды просто необходимо использовать водные ресурсы экономно и по делу.
Но дело в том, что у стран Центральной Азии после обретения статуса самостоятельных держав добавилось несколько важных вопросов, которые они не могут решить. Проблема в следующем: политика стран в низовьях и верховьях отличается. И страны не могут прийти к консенсусу. Те, что находятся внизу, не согласны с политикой "верхних". Ведь последние хотят построить гидроэлектростанции на пограничных местах. Вопрос стоит о проведении специадьной гидроэкспертизы.
В Центральной Азии протекает две реки - Амударья и Сырдарья. Эти водные массивы обеспечивали жизненно важные ресурсы для жителей обеих стран. Как утверждает Камилов, вода в Аральском море пополняется благодаря этим рекам.
Поэтому планы Таджикистана и Кыргызстана по строительству больших гидроэлектростанций особенно беспокоят Камилова. Дело в огромных плотинах высотой более трехсот метров в Сырдарье и более двухсот пятидесяти в Амударье. Если же планы воплотятся в жизнь, то, судя по мнению профессионалов, нарушится природный сток рек. Это, в свою очередь, приведет к очень нехорошим результатам в сфере социальной экономики страны. Без того хрупкая экология водного равновесия в Центральной Азии будет разрушена.
Следует еще учесть разлом тектонических плит в некоторых районах. Там очень высокая десятибалльная сейсмичность. Как раз в этих местах планируют построить электростанцию. Понятно, что это прямой путь к катастрофам.
Однако министр иностранных дел имеет твердую точку зрения, основанную на особой принципиальности. Только после обсуждения с заинтересованными государствами строительства ГЭС на межводных границах можно говорить о каком-то выводе и компромиссе.