Правительство Республики Узбекистан подвергается огромному давлению со стороны всего международного сообщества по вопросам эксплуатации миллионов своих граждан, в первую очередь – детей, на хлопковых полях. Об этом сообщают эксперты раздела "Новости Узбекистана" издания для инвесторов "Биржевой лидер".
Коалиция "Хлопковая Кампания" взяла на себя основную роль в организации такого международного давления. Благодаря ее деятельности более 130 компаний, в числе которых гиганты вроде Nike, Wallmart, Adidas and Levi's, отказлись от использования узбекского хлопка в производстве своей продукции. Результаты такого бойкота уже заметны. Узбекистан начал перебрасывать свой импорт на Восток, уделяя больше внимания продаже в страны и компании, не заостряющие свое внимание на нарушениях человеческих прав.
Согласно последним сведениям, новые соглашения повысят объем экспорта узбекского хлопка в Бангладеш и Китай до 83 процентов, что на 33 процента больше, чем год назад. Еще одним результатом давления со стороны международного сообщества стало согласие Республики Узбекистан принять наблюдателей из Международной Организации Труда в сентябре текущего года. МОТ направит все свои силы на то, чтобы не допустить применение детского труда во время сбора хлопка этой осенью.
Как утверждают в Коалиции "Хлопковая Кампания", сам факт, что президент Ислам Каримов допустил международных наблюдателей в свою страну, отражает, насколько важен для его режима экспорт хлопка. На данный момент Узбекистан является мировым лидером по экспорту данного сырья, и доход с его продажи после каждого урожая составляет львиную долю от всего дохода государства. Судя по всему, Ташкент рассчитывает, что контролируемый доступ международных наблюдателей подорвет инициативу по расширению бойкота, организованного "Хлопковой Кампанией", который угрожает его доходам.
Сможет ли МОТ?
Сейчас существует большая доля вероятности, что миссия МОТ не будет иметь того уровня воздействия, на который рассчитывали активисты-правозащитники. 24 сентября "Хлопковой Кампанией" было опубликовано совместное письмо МОТ. В нем приветствовалась миссия наблюдателей МОТ как "первую ключевую ступень к искоренению принудительного детского труда в Республике Узбекистан," однако была выражена "глубокая озабоченность тем, что узбекские власти не предоставили свободный доступ для МОТ, и тем, что сами граждане Узбекистана не имеют возможности участвовать в мониторинге."
Далее в письме приводится семь примеров принудительного труда, зафиксированных различными правозащитными группами Узбекистана, начиная от мобилизации несовершеннолетних на прополку и вспашку хлопковых полей этой весной, и заканчивая отправкой на сбор урожая 200 000 человек 16 сентября только из столицы. Коалиция "Хлопковой Кампании" подчеркивает, что миссия МОТ обязана обращать более серьезное внимание на такие доклады. В заключение в письме было обращено внимание на важность проведения полностью независимого мониторинга, получения своевременного доступа ко всем объектам, участия местного общества, а также трехстороннего подтверждения выводов, сделанных миссией.
Мэтт Фишер-Дэйли, координатор "Хлопковой Кампании" уточнил, что хлопок был и остается основным источником дохода для узбекского правительства. Принудительный труд фермеров при его выращивании является государственной политикой. По его словам, если государственная политика - это исходящая причина принудительного труда, значит, во-первых, центральная власть должна прекратить эту практику и, во-вторых, главная цель коалиции – заставить Ташкент изменить позицию с отрицания на реформы. Мэтт Фишер-Дэйли добавляет, что осознавая такие реалии, организация одобряет работу МОТ по внедрению в Узбекистане международных конвенций о труде. Он полагает, что Международная Организации Труда может сделать миссию наблюдателей первым шагом, обеспечив откровенность процесса, приняв во внимание доклады от независимых гражданских организаций, а также обеспечив заверения заключений Международной Организации Работодателей и Международной Конфедерации Профсоюзов.