Как сообщают журналисты известного издания "Uznews.net", нынешняя хлопковая кампания в республике Узбекистан спровоцировала настоящий дефицит наличных денежных средств в банковских учреждениях города Ташкента - пенсии для пожилых людей постоянно задерживаются, а заработных плат уже вовсе нет. Чем непосредственно вызвала такая неоднозначная ситуация и что говорят простые граждане, разбирались авторитетные эксперты постоянной рубрики "Новости СНГ" независимого аналитико-информационного онлайн-журнала "Биржевой лидер".
Все на хлопок! Деньги также
Многочисленные организации, а также предприятия города Ташкента на официальные требования к банковским учреждениям выдать необходимые наличные деньги для надлежащей выплаты заработной платы собственным работникам все чаще получают категоричные отказы. Сама же мотивация таких отказов является уже довольно-таки привычной для республики Узбекистан — все деньги были отправлены в сельские районы государства для выплат за проделанную работу сборщикам хлопка.
Бухгалтер организации с открытым счетом в одном из крупнейших на сегодняшний день государственных коммерческих банков республики — НБУ рассказала, что сотрудники банковского учреждения у нее категорически отказались принять чек на заработную плату и даже "обрадовали" шокированную женщину тем, что наличных не стоит ждать до середины следующего месяца. Аналогичная ситуация сложилась и во многих других банках. При всем этом сотрудники банковских учреждений постоянно ссылаются на негласное распоряжение действующего руководства Центрального банка республики Узбекистан направить все имеющиеся наличные денежные средства в региональные филиалы для осуществления расчетов с нынешними сборщиками хлопка.
Бухгалтер одного из функционирующих узбекско-турецких текстильных совместных предприятий в Ташкенте утверждает, что подобная ситуация повторяется из года в год — как только наступают первые числа сентября, так моментально в банках государства полностью исчезает такая востребованная "наличка". Сотрудница добавляет, что им было предложено выплатить всем работникам зарплату на карточки, но в коллективе выступили против этого.
В свою очередь, анонимный источник в Министерстве финансов Узбекистана рассказал, что в этом хлопковом сезоне сам дефицит наличных окажется еще жестче, нежели раньше. Он подчеркнул, что среди сельского населения и многих горожан, которые были привлечены к уборке урожая, все больше возникает недовольства установленными низкими тарифами за собранный вручную хлопок, поэтому выплаты им должны производиться незамедлительно, и в жертву были принесены даже пенсионеры.
Престарелая жительница столицы Валентина Ивановна, думая о планах на беспенсионную осень, говорит, что все надлежащие выплаты и так стали часто задерживать, а раз деньги отправляют на хлопок, то картина вырисовывается совсем не радужная. Как известно, в июне этого года у одной из ташкентских пенсионерок случился голодный обморок. Пожилая женщина неожиданно потеряла сознание, стоя в длинной очереди за задержанной больше чем на одну неделю пенсией. Валентина Ивановна рассказывает, что согласилась бы получать свою законную пенсию на карточку, но если бы можно было с ее помощью оплачивать все покупки. На сегодня основные продукты в рационе пенсионеров Ташкента — крупы и молоко. Но покупать их в разных магазинах старики не хотят, ведь на базаре все это в два раза дешевле.
Бойкот узбекского хлопка
Сегодня правительство Узбекистана подвергается большому давлению со стороны международного сообщества из-за эксплуатации миллионов граждан главным образом – детей на хлопковых плантациях. Известная коалиция под названием "Хлопковая Кампания" взяла на себя главную роль в организации данного международного давления. Ее деятельность поспособствовала тому, что более 130 компаний, среди которых Wallmart, Nike, Adidas and Levi's, официально отказались использовать узбекский хлопок в производстве собственной продукции. Результаты подобного бойкота уже отчетливо заметны. Узбекистан перебрасывает свой импорт на Восток, тем самым уделяя больше своего внимания продажам в страны и компании, которые не заостряют внимание на нарушении человеческих прав.