Здоровье журналиста Салиджона Абдурахманова вызывает серьезные опасения. Каракалпакский журналист Салиджон Абдурахманов, который находится в узбекской тюрьме, серьезно болен. По мнению врачей, он нуждается в срочной операции.
Как рассказывают его родственники, он давно страдает от язвы желудка, а в период пребывания в тюрьме появилась еще язва кишечника.
Журналист не дает согласия на операцию, ведь у него нет уверенности в ее качестве. Кто ему даст гарантию, что ее выполнят квалифицированные врачи?
Заключенному обещают свидание с родственниками, после чего они узнают более подробно о его физическом состоянии.
Узбекская тюрьма убийственна для журналиста
В узбекской тюрьме свои законы и правила. Если, например, в колонии медработники не могут оказать помощь больному заключенному, его направляют в ташкентскую тюремную больницу, в народе ее прозвали «Сангородом», пишет сайт uznews.net.
Салиджон Абдурахманов направлялся в Сангород уже трижды, у него в который раз значительно ухудшилось состояние, которое явно усугубляется тюремной пищей, стрессами и жуткими тюремными условиями.
Журналиста привлекли к ответственности по сфабрикованному делу - за продажу наркотиков.
Как это умеют ловко делать «блюстители закона»: подкинули наркотики в его машину, пока она ремонтировалась в автосервисе, которые после «нашла» милиция, сразу после того, как Салиджон забрал из ремонта свой автомобиль. Случилось это 7 июня 2008 года.
Его хотели сразу «сломать», предложив сделку, чтобы журналист не воспользовался правовой защитой, а признал свою вину и сразу попал под амнистию.
Заключенный не пошел на этот унижающий его человеческое достоинство шаг, проявил принципиальность, поэтому его в том же памятном октябре 2008 года осудили за торговлю наркотиками, не имея веских доказательств, а лишь основываясь на полной фальсификации обвинения. Ему присудили 10 лет лишения свободы и отправили в колонию 61/64, которая находится в Кашкадарье. Прошло уже пять лет, его болезнь обострилась настолько, что напрашивается подозрение, что его практически хотят устранить физически.
Есть ли надежда на спасение невиновного журналиста?
К его освобождению подключились государственные деятели и даже международные организации, а также независимые правозащитники. Но как оказалось, не все так просто, ведь до сих пор не удается его освободить.
Многие зарубежные политики и юристы считают, что за своего журналиста должны вступиться его соотечественники. По сообщениям независимой информационной службы Узбекистана Uznews.net, особой активности со стороны Узбекистана не наблюдается, под петицией международной организации Авааз с просьбой об освобождении Абдурахманова собрано очень низкое количество подписей тех, кто поддерживает это требование.
Подобные петиции имеют опыт в подобных вопросах, об этом свидетельствует множество примеров, вот один из них: защита 15-летней девочки на Мальдивах, которой присудили избиение плетьми. Чтобы поддержать ее защиту, были собрано миллионы подписей. А за незаконно осужденного журналиста вступились всего 146 человек, среди которых, в основном, жители других стран.
Возникает вопрос, чего так боятся узбекские жители? Ведь просьба об освобождении невиновных ни в одном государстве мира не воспринимается, как преступление.
Возможно, это простое равнодушие, но как они могут его проявлять, если этот журналист в своей деятельности защищал их интересы? Неужели им просто лень поставить свою подпись в его защиту?
Поразительно, но факт, что из 30 миллионов жителей страны не нашлось нужное количество порядочных людей.
Те журналисты, которые подписали петицию, задают вопрос: «Где оно, гражданское общество, где порядочные люди?».
Неволя журналиста отразилась на его здоровье не лучшим образом
Отец осужденного узбекского журналиста Абдураим-ака, которому уже 93 года, рассказывает, что его сын заболел, потому что находится в тюремном заключении: «Он защищал простых жителей Каракалпакстана, за это ему и подбросили наркотики».
Абдураим-ака, который 45 лет был педагогом, растил своих учеников и своего сына, как порядочных и честных людей.
Все его родные уверены в невиновности своего близкого человека, ему 28 мая исполнилось 63 года. Печально, что он осужден за сфабрикованное преступление.
Родственники осужденного были очень огорчены состоянием Салиджана, которого они увидели во время свидания. На первый взгляд, он не теряет силы духа, но то, что он серьезно болен, не вызывает никакого сомнения.
Бесплодные жалобы
Чтобы не предпринимали его близкие, добиться освобождения у них не получается. Как говорит его отец, все жалобы оказываются бесплодными и бесполезными.
Все петиции, требования, жалобы возвращаются в Ташкент, который диктует то же самое: признать журналиста виновным.
Мало того, сотрудники спецслужб Узбекистана запугивают его родственников, чтобы они ничего не предпринимали, внушают им, что защищать его нет смысла. И это не совет, а требование.
Брат Абдурахманова – Бахром, будучи юристом, не испугался угроз и решил защищать брата во время ведения следствия.
Но уже в июне 2009 года местные власти сделали все, чтобы не только лишить его лицензии адвоката, а и сделать невозможным его занятие юридической практикой вообще.
Жена Салиджана, пожалуй, единственная, кто не теряет надежды, продолжает писать жалобы в разные инстанции, хоть и постоянно получает отказы.
Известная узбекская правозащитница Елена Урлаева говорит, что вся семья Абдурахманова постоянно находится под давлением, в страхе и опасности.
Все жалобы, а их целые десятки, которые пишет Салиджан, стараясь сам себя защитить, остаются без рассмотрения.
Свобода ценой сделки с совестью?
Как уже сообщалось информационной службой Узбекистана Uznews.net, Абдурахманову предлагают согласиться с тем, что он якобы действительно виновен, и тогда ему обещают свободу в виде амнистии. Но на такую сделку с совестью честный человек никогда не пойдет. Ему предлагали такой выход из ситуации пять следователей, которые сменили друг друга во время следствия по этому сфальсифицированному делу.
В апреле этого года Абдурахманов стал «героем дня» в Госдепартаменте США во время прохождения пресс-брифинга, который был приурочен к Международному дню свободы печати.
На сторону незаконно осужденного стали всевозможные международные организации. В последнее время и правозащитники Узбекистана заметно активизировались, тем более, когда стало известно, что в феврале он не попал под амнистию.
Особенно рьяно взялись защищать юристы Правозащитного Альянса Узбекистана, которые заявили, что просто обязаны сделать все возможное, чтобы такой порядочный человек, наконец, был освобожден.