18 октября в Каракалпакстане, живущий в Турткульском районе в массиве Енбошкала 38-летний фермер Сафарбой Каримов был найден повесившимся на дереве на хлопковом поле. Как сообщает радио «Озодлик» (узбекская служба радиостанции «Свобода»), фермер подвергался давлению и угрозам со стороны начальников из-за невыполнения плана по сдаче хлопка и в какой-то момент не стерпел.
По имеющейся информации, фермер решил свести счеты с жизнью накануне, 17 октября. Три дня назад на собрании он был обруган и ему пригрозили тюрьмой. Как отмечает источник, три дня назад на прошедшем собрании, в котором принимали участие представители Совета министров Узбекистана и прокуратуры, С. Каримова очень жестко обругали, в том числе с использованием нецензурной лексики. Он не выполнил годовой план по сдаче зерна. А план по хлопку выполнен пока всего лишь на 40 процентов. Ему сказали буквально следующее: «План по зерну ты не выполнил, если и по хлопку не выполнишь, то иди вешайся, не то будешь в тюрьме!». «Вероятно, Сафарбой испугался тюрьмы и повесился», - рассказывает источник «Озодлик».
По информации правоохранительных органов Турткуля, С. Каримова обнаружили 18 октября, утром в 10 часов по местному времени, и в тот же день повезли в Турткуль на медэкспертизу.
Как сообщается с места событий, накануне фермера никто не мог найти. По словам другого фермера из Енбошкала, «хлопковое насилие» продолжается каждый день. Каждый день собрание, оскорбления, вчера тоже было 3-часовое собрание во время обеда. Сафарбой не явился на собрание. Послали за ним домой, но он все равно не пришел. А утром нашли его мертвым», - рассказывает коллега покойного.
Ведется расследование
Турткульская районная прокуратура расследует уголовное дело по факту смерти Сафарбоя Каримова, 1975 года рождения, у которого сиротами остались 4 детей.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», случаи побоев хакимами и должностными лицами своих подчиненных и фермеров встречаются очень часто. В Турткуле также продолжается насилие по отношению к фермерам. В частности, неделю назад три фермера из Турткуля сбежали из страны, бросив все, из-за притеснений и насилия со стороны хокимията. Все трое испугались тюрьмы из-за боязни невыполнения плана по сдаче хлопка-сырца.
В июле нынешнего года председатель фермерского предприятия «Кушработ» Кушработского района Самаркандской области Исмат Шодмонов был обруган и избит на собрании районным хакимом, после чего пошел домой и повесился.
Фермеры не выдерживают гнета
Как уже сообщалось, в Турткульском районе Каракалпакстана некоторые фермеры, которые боялись насилия от руководства страны, сбежали из Узбекистана. По информации журналистов радио “Оздоликׂ“ (узбекская служба радио “Свобода“), фермеры, не успевшие выполнить план заготовки хлопка-сырца, боялись оказаться за решеткой. Поэтому ими было принято решение сбежать в Россию или Казахстан. В районной администрации Турткульского района частично подтвердила эту информацию.
Согласно имеющейся информации, в начале октября, оставив все свои дела и имущество, сбежали председатель фермерского хозяйства “Абдулла Бекимбетов“ Мухтар Бекимбетов, глава фермерского хозяйства “Исмоил Оксокол“ и начальник МТП Анвар Исмоилов, а также председатель фермерского хозяйства “Машризо Машриф“ Хамиджон Мирзаев. В источнике отмечают, что фермеры не смогли выдержать давления со стороны районного хакима, а также представителей правоохранительных органов.
Вышеназванным фермерам удалось выполнить план только на 30-40 процентов. Вместе с тем, ежедневно во время собраний, которые начинались в 8 часов вечера и заканчивались в 2 часа ночи и на которых присутствовал хоким, начальник милиции и прокурор, происходили разборки. Фермеров, которые сдали мало хлопка, оскорбляли, в том числе нецензурными словами, избивали ногами и пугали тюремным заключением. “Это все достало фермеров до глубины души, и они, побросав все, уехали в Россию и Казахстан“, - сообщил источник узбекской службе радио “Свобода“.
В Узбекистане, благодаря массовому сбору хлопка, власти пытаются создать видимость полной занятости населения, а точнее, создавать впечатление того, что в городе закрылись базары и прекратилось движение.