«Цена» хлопка Узбекистана. В Узбекистане недавно появилась традиция сбора хлопка. Каждый год все работники, учителя, ученики выходят на поля для сбора хлопка, это, своего рода, как практика, которую обязательно нужно отработать или же увольнение или другие меры наказания.
Всемирный банк и ЮНИСЕФ разработали очень масштабный проект общей стоимостью 49,9 млн. долларов на поддержку образования от имени правительства Узбекистана. Непосредственно финансирование будет поступать из фонда GPE (Глобального партнерства по образованию). Если верить заявке на грант, то данный проект поможет студентам, учащимся в сельских районах, которые, по сравнению с городскими студентами, имеют ограниченный доступ к ресурсам и литературе.
Почему-то в заявке не упоминается огромное количество узбекских студентов и учителей, которых вынуждают два месяца занятий в году работать в связи с принудительным сбором хлопка. Основным приоритетом для проведения любой реформы в системе образования должно произойти их возвращение на учебу.
ЮНИСЕФ грогибается под власти Узбекистана
Критики нового проекта для финансирования утверждают, что ЮНИСЕФ прогибается для того, чтобы понравиться правительству Узбекистана, дабы они не распустили их, как это произошло с другими неправительственными организациями и агентствами ООН. ЮНИСЕФ уже забыл о своих принципах: недопущения принудительного детского труда". Как ответ на это заявление, ЮНИСЕФ признает, что «принудительный детский труд - серьезная проблема в системе образования Узбекистана", подчеркивая, что это далеко не единственная проблема.
Азиатский банк должен пересмотреть свое обещание о выделении 220 млн. долларов для механизации системы орошения и сбора урожая хлопка, сделанное в сентябре 2013 года. Любые выгодные предложения в первую очередь помогут хлопчатобумажной промышленности, которая является ответственной за систему принудительного труда.
Узбекистан продает хлопок за границу (в основном в Китай) по мировым рыночным ценам, получая огромную валютную прибыль, мгновенно ищезающую в непрозрачных счетах. При условии если фермеры не выполняют установленные властями нормы, те, в свою очередь, могут лишить их земли. Но в связи с тем, что фермеры не могут себе позволить дополнительную помощь, чиновники заставляют всех государственно-служащих, в том числе студентов, врачей и медсестер идти работать на полях.
В своей ежегодной оценке принудительного труда и торговли людьми Госдепартамент США присвоил Узбекистану самый низкий рейтинг. В этом он отмечается, что как дети, так и взрослые являются жертвами: "Узбекистан остается одним из немногих государств в мире, которые через применение государственной политики принуждают работать своих граждан».
В последние годы коммерческий бойкот привлек около 140 производителей розничной одежды, во избежание использования узбекского хлопка. Однако этот бойкот не дал поменяться ходу истории. Согласно сообщениям в российских СМИ, Китай стремится приобрести большую половину всего урожая хлопка Узбекистана, а Бангладеш уже является большим покупателем: по оценкам критиков 83% урожая может быть импортировано в эти две страны уже в этом году.
Есть небольшая надежда, что правительство Узбекистана исправится, ведь уже есть признаки того, что оно начинает прислушиваться к советам других стран: в 2012 году правительство Узбекистана заявило, что не будет заставлять работать на полях детей возрастом до 15 лет.
Правительство не готово говорить о проблеме
Ни с того, ни с сего в этом году правительство Узбекистана позволило въезд комиссии наблюдателей из МОТ (Международной организацией труда). Однако, неясно, что узбекские власти позволят им увидеть. Судя по том, что активисты и журналисты регулярно арестовываются за приближение к теме, власти не готовы говорить об этой проблеме. Напомним, что в прошлом месяце, после сообщения об урожае Узбекистана, был арестован независимый журналист Сергей Наумов, чтобы опорочить своих критиков и заставить молчать самого журналиста.
Сам Наумов говорит, что никогда раньше он не встречался с женщиной, обвинившей его в том, что он потрогал ее за грудь на улице. И в самый разгар сбора урожая он провёл в полной изоляции на протяжении 12 дней.