Сегодня Сырдарью не узнать, эта некогда полноводная и изумляющая своими природными красотами река, сейчас обмелела, и то до такой степени, что местами дно «прощупывается». На ней сейчас редко можно поймать хорошую рыбину, а ведь в былые времена рыбалки только и говорили о щедрости этой реки.
В основном в направлении Сырдарьи берут курс фанаты любительской рыбалки, которые проезжают через поселение Узгарыш, ныне известное своими «ароматами», которые выходят в атмосферу с предприятия по переработке нечистот. Именно в этом поселке возле каждого дома можно найти вывеску «продаем червей».
Вся рыба - в Казахстане
Сейчас в Сырдарье практически нет рыбы, даже браконьеры покинули свои традиционные места ловли. К тому же, редко, кто продолжает вести оселую жизнь на берегах летней Сырдарьи. Первым делом в глаза бросается тот факт, что на реке не плавают рыбацкие лодки. Уже опытные рыбаки, осведомленные в хитросплетениях азартного промысла, советуют всем новичкам ехать в казахскую часть реки – Чардару, поскольку улов в тех местах потрясает и размерами, и разнообразием, и количеством рыб.
Сырдарья - трансграничная река вторая после Амударьи в Средней Азии. Она берет свое начало в Кыргызстане и протекает на территории 4 стран: Таджикистана, Узбекистана, Кыргзстана и Казахстана. Ее длина составляет 2212 км, образуется при слиянии рек Нарын и Карадарья.
«Для того чтобы пойти на рыбалку на «рыбный» берег, первым делом нужно договориться с таможней. Удивляет то, что препятствия чинят не казахи (хотя в этой ситуации они являются доминирующей стороной), а узбекские «блюстители порядка», которые запрещают ввозить на территорию страны «дефицит» - качественную рыбную продукцию, а если хотите ввести – пожалуйста: платишь за проезд автомобиля 160 тысяч сумов (60 долларов США) и вперед», - заявляет Павел Улугович, профессиональный рыбак с многолетним стажем.
Пограничник Зокир сообщает, что для пересечения границы рыболовы-любители должны непременно быть чисты от судимости. При несдержании этого условия рыбаку не видать разрешения, как своих ушей или же он должен предоставить чистосердечно клятвенную расписку, согласно которой он должен «удить на строго обозначенном месте озера», и любое передвижение из указанного места приравнивается к незаконному пересечению границы...
Кто страшнее браконьеров
Что же является причиной обеднения ихтиофауны в некогда богатой рыбой Сырдарье? Ведь дело не только (и не столько) в браконьерах-электроудочниках, которые, несомненно, являют собой зло на пути рыбного воспроизводства, но зло, по-видимому, меньшее.
«Браконьеры, в сравнении с огромным количеством водозаборных сооружений, просто «цветочки». Гигантские водозаборные сооружения установлены возле полей Сырдарьинской и Ташкентской областей, уничтожающие за поливной сезон практически всю мелкую рыбу в реке", - признаются сотрудники СБИ (Сырдарьинской бассейновой инспекции).
Как заявляют инспекторы, только на контролируемом СБИ участке, по данным специалистов, установлено и функционирует приблизительно 230 «фермерских» водонасосов и 5 намного более мощных водозаборных сооружений еще советских времен, которые принадлежат УНС (Управлению насосных станций).
Сбор «рыбного урожая»
Пока истинные масштабы потерь рыбопродукции остаются загадкой для всей страны. По мнению специалистов, из года в год никаких изменений не происходит: насосы, всасывая воду, забирают вместе с ней не только мальков, но и большую рыбу, и выбрасывают ее в поле. Пока насос включен, мало кто догадывается, что в огромных каналах шириной около 10-15 метров, проложенных через хлопчатое или рисовое поле, обитает огромное количество мальков самых разных пород и размеров. Сразу после отключения данных устройств (отключение электричества, при закрытии поливного сезона и т. д.), вода постепенно уходит, и на подсыхающей земле лежит «рыбное одеяло», полностью укрывающее отдельные участки полей.
Люди перед тем, как начать уборку урожая зерновых или хлопка, идут на поля и набирают полные мешки рыбы, подросшей до немалых размеров, ну а на то, что не забрали, налетит стая шакалов и птиц и подчистит «к нулю».