Узбекские судебные органы осудили к длительным срокам заключения нескольких членов преступной группировки, которая состоит из приверженцев джихадизма, во главе с Обидхоном Назаровым. Об этом сообщают эксперты раздела "Новости Узбекистана" издания для инвесторов "Биржевой лидер".
Как сообщают местные СМИ, 45-летний Шухрат Таджибаев, руководитель преступной ячейки, по заданию Назарова привлек в группу нескольких жителей примерно одного возраста из Ташкентской области и Ташкента. «Кассиру» Абдурашиду Хорунову сейчас тридцать восемь, Бобуру и Ахмаду Каримовым тридцать пять-сорок лет. Если Хушмурод Хакимов подошел к возрасту сорока лет, то Абдувахид Абдурахманов недавно перешагнул порог тридцати. Деньги ежемесячно доставлялись из Швеции по заданию О. Назарова. Подсудимые признались, что они получали “заработную плату” в размере 2-20 тысяч долларов в месяц. О том, где, через кого и когда будут переданы деньги, Таджибаев информировал Туропова с помощью социальной сети. Туропов же, находясь в Швеции, все время поддерживал связь с Таджибаевым через Интернет, передавая новые поручения Назарова.
Террористы финансировались из Швеции
Стоит также обратить внимание на то, что в течение последних трех лет преступная группировка получила из «байтулмола» более ста тысяч долларов. Сообщается, что за эти деньги было приобретено по одному автомобилю «Матиз» и «Нексия», а также несколько комплектов компьютерной техники. При помощи этих средств подпольно распространялась и размножалась литература, CD- и DVD-диски, содержащие материалы экстремистского характера, отправленные «предводителями» в электронном виде. Названия распространяемой ими литературы говорят сами за себя: «Слушали и подчинились», «Аль-Имам Мухаммад ибн Абдулваххаб», «Три основы религии», «Обид кори в гостях Би-Би-Си», «Объединиться для совместного моления». И это — только малая часть из них. В ходе обыска дома «кассира» группы Хорунова правоохранителями было найдено и изъято в качестве вещественных доказательств еще более 90 тысяч американских долларов и 20 миллионов узбекских сумов (около 9 тысяч долларов), а также многочисленная оргтехника. Как выяснилось, материальное обеспечение членов группировки осуществлялось, помимо денежных средств, в виде золотых украшений.
Как сообщалось ранее, под амнистию в России могут попасть террористы и насильники.
Радикальные исламисты в Узбекистане
К концу 1990 годов Исламское движение Узбекистана в большей степени стало ориентироваться на использование террористических, насильственных методов борьбы. Оно предприняло ряд попыток развернуть против режима в Узбекистане вооруженные действия, а также при помощи террористического акта физически уничтожить Ислама Каримова. Тем не менее, все эти попытки не увенчались успехом и послужили поводом для дальнейшего "закручивания гаек" в стране, а также многочисленных репрессий против исламистов и части населения, которая им сочувствует.
В деятельности исламского движения было особенно примечательно отсутствие четкой, разработанной идеологической платформы. Тем не менее, едва ли следует, как делают это некоторые эксперты, видеть в организации только лишь уголовную банду, которая спекулирует исламскими идеями. Анализ имеющихся документов позволяет говорить, что в организации существовало как военное, так и политическое крыло, идеологи движения разрабатывали свою идейно-теоретическую базу для создания на территории Узбекистане исламского государства. Оно сохранило в себе те черты, которые были характерны для первых радикальных исламистских организаций Ферганской долины, что неудивительно, ведь Исламского движения Узбекистана и было сформировано теми, кто находился у их истоков. Среди данных черт можно назвать, в первую очередь, исламский салафитский пуританизм. Кроме того, стоит выделить на то, что еще до захвата власти в стране они попытаться выполнять властные функции в определенных районах.
Некоторые документы узбекского исламистского движения позволяют говорить о концепции этапов исламского джихада – военном, политическом психологическом и экономическом. В целом, идейно-теоретическая основа ИДУ оставалась неразработанной.