Всем давно известно, что в Узбекистане фермерам живется далеко не сладко. В связи с этим напрашивается вопрос: почему среди них никогда не возникает никаких протестных настроений? Почему фермеры покорно делают все то, что велит им государство, даже в ущерб себе? Ответом на эти и другие вопросы послужит рассказ одного из узбекских фермеров, который он поведал информационному агентству «Фергана».
Эксперты раздела «Новости Узбекистана» онлайн-журнала «Биржевой лидер» напоминают, что в 2012 году в одном из районов республики, пятьдесят фермеров получили льготный трехпроцентный хлопковый кредит, однако случилось так, что сорок из них не смогли полностью рассчитаться с кредитом до конца года. Почему так получилось, попытался рассказать местный фермер.
Кредит совсем не льготный
Будущий урожай является для банка гарантом оплаты кредита, для выдачи которого фермеру требуется предоставить контракт-договор, заключенный с хлопзаводом, в которой указано, что фермер должен вырастить десять тонн хлопка на сумму 7,7 миллиона сумов (около 3,5 тысячи долларов США). Банк, в свою очередь, выделяет половину от этой сумму, то есть – 3,75 миллиона сумов (1700 долларов США).
В течение года, пока растет урожай, все расходы фермеров на технику, озеленение, ядохимикаты и даже на общественные мероприятия покрываются хлопзаводом, по прямому указанию Минфина. В связи с этим получается, что пока урожай созреет, деньги фермера уже практически израсходованы. А все, что осталось – получает банк. Если фермеру все-таки удалось рассчитаться с банком, то вскоре его ждет масса дополнительных расходов: на биохимзащиту, налоги, нефтепродукты, машинно-тракторный парк и многие другие. Но все-таки основной части фермеров никак не удается рассчитаться с банком, поэтому к оставшимся расходам добавляются проблемы с прокуратурой, хокимом, участковым и другими представителями власти. Кроме того, фермеру никто не даст новый кредит, пока он не покроет старый, за прошлогодний урожай. А это означает, что фермер всегда должник.
Сейчас сложилась такая ситуация, что у многих фермеров из собственного имущества не осталось ничего, кроме жилья. Каждый день к ним наведываются представители власти и угрожают. А поскольку фермер – должник, а значит будет молчать, его часто избивают. К сожалению, в селе сменить вид деятельности просто невозможно, поскольку не существует никаких других способов заработка. Вот и получается, что окончание хлопкового сезона для фермера, с каждый годом хуже предыдущего как по финансам, так и по состоянию здоровья.
Избиение узбеков не редкость в Узбекистане – правозащитники
Сообщения об избиении узбеков в их родной стране, появляются в средствах массовой информации с завидной регулярностью. Так, в конце сентября «Биржевой лидер» уже сообщал, что в Ташкентской области был прилюдно избит хоким Чирчика Фуркат Хайруллаев. Инйидент произошел в процессе отправки очередной партии людей на поля для сбора хлопка. Хоким постоянно поторапливал горожан, не стесняя себя в выражениях. Под «горячую руку» ему попался ответственный за обеспечения транспортом хлопкоробов Шухрат Назаров. Во время словестной перепалки с хокимом Шурхат не выдержал и нанес ему удар головой в голову, в результате чего сломал нос главе администрации. Следует отметить, что в Республике Узбекистан подобное хамское отношение к подчиненным, далеко не редкость. Эксперты утверждают, что если человек внезапно получает высокую должность, у него резко меняется отношение к людям. Он позволяет себе избить подчиненных, или нахамить старшему по возрасту человеку, а так же дать команду милиции, найти в жизни непонравившегося ему человека, нарушение закона.
25 октября был избит сотрудниками СНБ Атхам Урокович Акбаров. По предварительным данным он подозревается в хранении и распространении наркотиков. В одном из ташкентских учреждений СНБ он был подвержен пыткам, после чего его доставили в больницу с тяжелейшими травмами. Медицинские специалисты обнаружили у жертвы пыток многочисленные телесные повреждения, травму головного мозга, переломы ребер с обеих сторон, а так же проломленную грудную клетку. В настоящий момент мужчина находится в реанимационном отделении и не готов пока что давать показания. Стоит отметить, что в больничном листе Атхама, факт избиения не отмечен. Источник в больнице рассказал журналистам, что сотрудники СНБ лично привезли избитого в больницу, и долго о чем-то общались с врачами. Видимо поэтому, факт избиения и не был отмечен медиками.