Правозащитники Ташкента настаивают на приеме Генерального прокурора Узбекистана относительно Салиджона Абдурахманова, каракалпакского журналиста. Представители Правозащитного Альянса Узбекистана (ПАУ) вчера подали заявление в Генеральную прокуратуру, в котором выразили желание встретиться с генеральным прокурором Рашитжоном Кадыровым. Елена Урлаева, лидер ПАУ, считает, что этот шаг поможет скорейшему освобождению журналиста, которого арестовали по ложному обвинению.
К сожалению, попасть на прием к самому генпрокурору оказалось не так легко, как казалось правозащитникам сначала. Сотрудник Генпрокуратуры, принимавший заявление у активистов, рассказал о следующей процедуре: для начала заявление отправляют в столицу автономной республики Каракалпакстан, город Нукус, где «поднимут» дело журналиста и приступят к его тщательному изучению. Только после этой долгой процедуры будет дан окончательный ответ. После этого активистам придется прийти в Генпрокуратуру для записи на прием. При себе нужно иметь ответ, жалобы на них, а также приговоры судов.
Один из активистов считает, что изложенная сотрудником Генпрокуратуры схема, хоть и содержит долю иронии на первый взгляд, но на самом деле может оказаться очень полезной для их дела. До этого прокуратура на все жалобы лишь присылала простые отговорки, а теперь все стало более официально, и она обязана дать официальный ответ.
За что?
Как уже сообщали эксперты раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», недавно несколько членов преступной группировки, состоявшей из приверженцев джихадизма, узбекскими судовыми органами были приговорены к длительному заключению. Руководителем преступной группировки оказался 45-летний Шухрат Таджибаев. В его преступной группировке состояли люди, приблизительно одного возраста: 38-летний Абдурашид Хорунов, Бобур и Ахмад Каримов (35 и 40 лет, соответственно), 39-летний Хушмурод Хакимов и 31-летний Абдувахид Абдурахманов. На суде подсудимые признались, что за свою работу в месяц получали от двух до двадцати тысяч долларов.
Однако правозащитники свято верят в невиновность журналиста, рассказывая о том, что он всего лишь рьяно защищал в своих статьях соотечественников. По их мнению, чиновники просто не знали, что сделать со столь принципиальным журналистом, поэтому в 2008 году организовали самую настоящую «подставу», подбросив в его автомобиль, который в тот момент находился на ремонте, наркотики, а потом устроили обыск.
Кто они, борцы за свободу слова?
Солижон (Салиджон) Абдурахманов работал журналистом, одновременно отстаивая права человека. Он был корреспондентом независимого портала Uznews.net, сотрудничал с известными организациями, как РСЕ/РС ("Свобода") и «Голос Америки» а также IWPR. Работая журналистом и отстаивая права жителей Узбекистана, Салиджон Абдурахманов лишь честно исполнял свой гражданский долг.
Абдурахманов принимал активное участие в расследовании коррупции в среде чиновничества, он защищал права простых фермеров в регионах Узбекистана, страдающих от экономических неурядиц.
В текущем году, 28 мая, ему исполнилось 63 года, что позволяет ему выйти из мест заключения на свободу по амнистии, уже не один раз объявлявшейся в Узбекистане. Амнистии подлежали заключенные старше 60 лет. Свобода стала бы для него самым лучшим подарком!
Однако, как передает независимый портал Uznews.net, каждая амнистия обходила журналиста стороной. Всякий раз руководство каршинской колонии непременно находило некие проступки, вменяемые правозащитнику, вследствие чего он, уже как «злостный нарушитель» порядка не попадал в списки заключенных, подлежащих амнистии.
Многие известные правозащитные организации поднимали вопрос его освобождения, обращались к руководству Узбекистана и Соединенные Штаты, призывая предоставить свободу, согласно обязательствам сторон в продвижении свободы выражений.
Недавно принятый в США «закон Магницкого» вдохновил правозащитников на создание и актуализацию «списка Абдурахманова». В него будут включены фамилии прочих чиновников, которые повинны в расправах над инакомыслящими, честными узбекскими журналистами и правозащитниками.
Правительство Узбекистана должно защищать универсальные права на свободу слова, позволить журналистам работать независимо и свободно.