Информационное агентство "Фергана" пишет, что недавно вышел в свет очерк о бывшем первом секретаре ЦК Коммунистической партии Узбекистана Шарафе Рашидове (1959–1983), который умер тридцать лет назад. Как выяснилось, писать о таком великом человеке – вовсе непросто, хотя бы из-за того, что необходимо пройти без существенных потерь между Сциллой и Харибдой.
С одной стороны, не стоит поддаваться возможности “очернить“ личность героя очерка. Однако сейчас в Узбекистане началась волна “восхваления и героизации“ Рашидова. По этой причине автору и пришлось придать написанному форму своего рода “сборной солянки“, не придерживаясь в процессе изложения хронологической последовательности. Каким же запомнился Шараф Рашидов жителям Узбекистана, разбирались аналитики раздела “Новости мира“ журнала “Биржевой лидер“.
“Лицо Советского Востока“
Сегодня трудно переоценить масштабы личности Шарафа Рашидова, поскольку по своей важности их нельзя сравнить с имиджем всех сегодняшних президентов восточных государств, которые считаются многосуетными и склонными к воровству.
Когда в конце 1935 года между Индией и Пакистаном начался настоящий, полноценный военный конфликт, при этом никто из руководителей западных государств не мог усадить враждующие стороны за стол мирных переговоров. Однако, на удивление многим, это удалось сделать руководителю Советского Узбекистана Шарафу Рашидову. Тот организовал встречу в Ташкенте индийского премьера Лала Бахадура Шастри и пакистанского президента Айюб Хана. Несмотря на то, что официально главой принимающей стороны считался председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, совершенно все осознавали, что только узбекскому лидеру, который виртуозно владеет всеми тонкостями восточного политеса, такое и было по силе. Поэтому в то время Шараф Рашидов был “лицом Советского Востока“.
После того как ему было дано поручение союзного ЦК, Рашидов начал проводить успешные переговоры в Египте. После их завершения он в срочном порядке вернулся на родину, чтобы принять участие и возглавить конференцию писателей стран Азии и Африки. Еще полностью не придя в себя, Шараф Рашидов отправился в недельное путешествие по Союзу, сопровождая короля Непала. А в Иране и Ираке Шараф Рашидович и вовсе чувствовал себя почти как дома, так как установленные им контакты с главами этих государств были привычными и плодотворными.
Успех экономики социалистического Узбекистана
В период правления Рашидова ни в одном году не было такого, чтобы не начинало работать какое-то новое большое предприятие. Среди некоторых из них – Чирчикский электрохимический комбинат, “Навоиазот“, Навоийский горно-металлургический комбинат, Алмалыкский горно-металлургический комбинат, “Ташкенткабель“, “Таштекстильмаш“ и другие.
Порядка 90 процентов промышленных товаров шли непосредственно на экспорт, главным образом, в страны Азии и Африки. Известные узбекские мотонасосы высокой производительности покупали чуть ли не с руками.
Как Рашидов пришел к власти
Приходу Рашидова к власти способствовали его высокая образованность, отличное знание русского языка, которое вызывает симпатию, чистое, открытое лицо, высокий рост и импозантный внешний вид. Кроме того, Шараф Рашидов – участник войны, его демобилизовали по ранению, за проявленное мужество ему вручили орден Красной Звезды.
Единственным недостатком партийного руководителя такого ранга из национальной республики стал тот факт, что его супруга не была россиянкой. Было принято считать, что настоящий “партиец“ должен обязательно иметь русскую жену, в таком случае он будто бы “не предаст“. Но, скорее всего, все остальные качества Шарафа Рашидова с лихвой смогли компенсировать это несоответствие эталону образцового коммуниста-нацмена.
В августе 1941 года Шарафа Рашидова, на то время журналиста самаркандской газеты “Ленин йулы“ (“Ленинский путь“), призвали в действующую Красную Армию и направили для обучения во Фрунзенское (ныне Бишкек) пехотное командное училище. Из-за обострившейся обстановки на фронтах весь состав данного училища через четыре месяца, т. е. в ноябре 1941 года, был прямиком направлен на фронт.
Скромность Шарафа Рашидова
Занимая должность Первого секретаря ЦК КП Узбекистана, Шараф Рашидов ездил по Ташкенту весьма скромно, не в пример иным теперешним лидерам. Увидеть его автомобиль можно было весьма часто и практически в любой части города.
Гражданам было известно, что если номерной знак “0001“, то это Рашидов едет, “0002“ - второй человек, Ломоносов.