Ежедневно утром для сбора хлопка на поля принудительно вывозят несколько десятков работников нескольких воспитательных учреждений Джизака. Как стало известно аналитикам раздела “Новости Узбекистана“ журнала для инвесторов “Биржевой лидер“, среди трудящихся на полях – как минимум 15-20 сотрудников интерната №32, одной из музыкальных школ, детского сада “Бахор“, а также местного отделения Общества слепых.
Все эти люди собирают хлопок на полях фермерского хозяйства №26 имени Акмаля Икрамова. На это место их на протяжении часа доставляют автобусом. Помимо того, что работникам приходится брать с собой свою еду и воду, им еще приходится оплачивать из собственных карманов бензин – по 2000 сумов в день. Известно, что власти установили дневную норму – 40 килограмм хлопка, и это несмотря на то, что на полях его уже почти нет, и на самом деле каждый может собрать в два – три раза хлопка меньше. За это их подвергают жестоким давлениям, а иногда – рукоприкладству со стороны руководства штаба – Ислама и Зафара.
Свои действия начальники штаба объясняют тем, что хлопок государственный, и работники должны приносить пользу родине. Штабисты также утверждают, что в Узбекистане хлопковая повинность продлится до середины текущего месяца.
Гражданам Узбекистана не оставляют выбора
Международные эксперты отмечают, что в Узбекистане сложилась позорная практика, связанная с применением, можно сказать, принудительного труда работников бюджетных сфер, учащихся и студентов, при этом не оставляя гражданам фактически никакого выбора. Все потому, что в большей части случаев, планы государства по сбору хлопка возлагаются на руководителей учебных заведений, которым в этом помогают представители правоохранительных органов.
Например, похожую ситуацию эксперты отмечают в Ангрене. Там сотрудники правоохранительных органов фактически принуждали студентов местного колледжа автоматики и сервиса ехать на хлопковые плантации. Часть студентов смогла “откупиться“, для чего им пришлось заплатить полмиллиона узбекских сумов (около 180 долларов), а у остальных не было выбора. К тем, кто решался отклоняться, или сбежал с плантаций, домой приходили представители руководства колледжа в компании с милиционерами. Во время подобных посещений учащихся и их родителей начинали уговаривать и запугивать, при этом их склоняли либо выплачивать “откупные“, либо без замедлений отправляться на хлопковые плантации.