Российские власти проводят широкомасштабную депортацию трудовых мигрантов из страны, в том числе и граждан Узбекистана. По словам представителя «Профсоюза трудящихся мигрантов», если сейчас работающий в России мигрант вернется на Родину, то вряд ли его повторно пустят в Россию.
Узбеков отправили домой
Один из слушателей радио «Озодлик» (узбекская служба радиостанции «Свобода»), прислал в редакцию письмо, в котором сообщил о том, что прибывших 30 октября текущего года в аэропорт Домодедово из Бухары трудовых мигрантов всех без исключения депортировали и отправили обратно в Узбекистан вечерним рейсом того же дня, который следовал в Ташкент.
Представитель пограничной службы названного аэропорта, отвечая на вопросы «Озодлик» не подтвердил, но и не опроверг информацию о поголовной депортации граждан Узбекистана. «Задайте этот вопрос представителям Федеральной миграционной службы России, так как мы выполняем распоряжения этого органа», - отметил он.
Связаться с представителями ФМС журналистам не удалось, однако, некоторую ясность может внести информация, которую сообщил председатель «Профсоюза трудящихся мигрантов», Ринат Каримов. По его словам, на сегодняшний день сложилась такая ситуация, при которой, в случае, если трудовой мигрант просрочит 30-дневный срок пребывания в России, то при выезде из России ему могут наложить запрет на повторный въезд сроком на три года. Этот порядок вошел в силу в мае текущего года. Негативным фактором в данном случае является то, что гастарбайтеры не информированы о том, что подобный порядок уже вступил в силу, отмечает Р. Каримов. По его словам, в случае, если российская сторона будет неукоснительно следовать данному правилу, то очень большая часть трудовых мигрантов может быть возвращена домой
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», по официальным данным в России всего трудятся около 11 миллионов мигрантов, из которых только 1,7 миллиона человек - с официальным разрешением на работу, и могут устраиваться в учреждения и организаци, а еще около 1 миллиона гастарбайтеров могут работать у физических лиц-предпринимателей. И только эти люди – в общей сложности менее 3 миллионов человек могут находиться в России на срок более 90 дней, подчеркивает Р. Каримов.
Остальные же, проведя этот период, продолжают работать, не задумываясь о том, что они нарушают законодательство страны пребывания. По словам председателя «Профсоюза трудящихся мигрантов», на сегодняшний день около полумиллиона трудовых мигрантов лишен права въезда в Россию. ФМС заявила, что доведет эту цифру к концу года до 1 миллиона. По данным ведомства, которые были опубликованы в сентябре текущего года, до конца августа этого года в России проживали 2 724 484 гражданина Узбекистана, из которых 2 285774 – мужчины и 448 710 – женщины.
Как с представителями других государств Центральной Азии?
Примечательно, что в прошлом месяце спикер Государственной Думы России Сергей Нарышкин заявил в Душанбе, что гражданам Таджикистана, работающим в России, могут дать разрешение на трудовую деятельность на срок до трех лет. По словам С. Нарышкина, соответствующие документы готовятся в миграционных службах двух государств. Кыргызская служба радио «Озодлик», ссылаясь на представителя Министерства труда, миграции и молодежи Республики Кыргызстан Улукбека Бакенова, сообщала ранее о том, что вопросы, связанные с киргизскими трудовыми мигрантами будут решаться 20 ноября текущего года в Москве на межгосударственных переговорах Кыргызстан-Россия.
Аналитики отмечают очевидный факт, что граждане Узбекистана, которые составляют наиболее многочисленный десант гастарбайтеров в России, тем не менее, лишены элементарной защиты со стороны своей страны. Натянутые отношения между Ташкентом и Москвой негативно сказываются, среди прочего, и на положении трудовых мигрантов из Узбекистана, которые, как известно, ежегодно осуществляют денежные переводы, сумма которых эквивалента более, чем половине ВВП Узбекистана. В таких условиях, то, что власти никоим образом не заботятся о том, чтобы сделать более комфортными условия пребывания своих граждан за рубежом, свидетельствует о том, насколько в Узбекистане власть является оторванной от народа.