В столице Узбекистана освоили новый криминальный бизнес – отбирать у инвалидов коляски и продавать их на рынке. За последние несколько месяцев жертвами дельцов-собесовцев уже стали по меньшей мере пять человек. Об этом сообщают эксперты раздела "Новости Узбекистана" издания для инвесторов "Биржевой лидер" со ссылкой на UzNews.
Первый из таких случаев, когда несколько сотрудников районного центра социальной защиты населения и содействия занятости (райсобеса) отняли у инвалида ими же выданную коляску, произошел около полугоду назад в Хамзинском районе Ташкента. В конце апреля текущего года к Ольге И., у которой парализованы ноги из-за травмы спинного мозга, неожиданно пришли гости из райсобеса. Ольга, не избалованная особым вниманием со стороны социальных служб, обрадовалась своим гостям. Однако очень скоро на смену радости пришло недоумение и разочарование — визитеры пришли, чтобы отобрать у парализованной женщины ее единственную возможность хоть иногда выходить из дома — инвалидную коляску. За полтора года до этого коляску вручили Ольге в безвозмездное пожизненное пользование та же сотрудница райсобеса по имени Мохира (ее фамилии Ольга не знает).
Аренда - не подарок
Соцработница Мохира сослалась на договор, по которому в Узбекистане инвалиды получают коляски. Этот документ, по ее словам, предусматривает не дарение, а лишь бесплатную пожизненную аренду коляски. После смерти инвалида, получившего ее, его родственники должны вернуть коляску в райсобес.
Ольга рассказывает, что попыталась возразить, мол она-то еще жива и коляска ей просто необходима. Однако потом ее убедили слова Мохиры, дескать инвалидов в Ташкенте куда больше чем колясок, и собесы могут выдавать коляски лишь на время, чтобы все нуждающиеся могли ей попользоваться хоть недолго. Тогда родные Ольги, оставшейся без каляски, принялись искать возможность вернуть женщине возможность самостоятельно передвигаться по дому.
Идея покупки новой коляски сразу была отвергнута, так как муж Ольги является единственным работником в семье, и не может позволить такую роскошь, ведь основная масса его зарплаты уходит на поддерживающую терапию для жены. Удалось найти подходящий вариант в Интернете. Договорившись с женщиной, продававшей коляску, отец и муж Ольги отправились домой к продавщице, чтобы совершить сделку.
Знакомое лицо, знакомая коляска
Они начали удивляться еще с порога. Встретила мужчин работница собеса Мохира, которая совсем недавно бесцеремонно отобрала коляску у женщины-инвалида. Родственники Ольги узнали и саму коляску. Помятый обод на заднем колесе оказался очень уж приметным дефектом. Тогда мужчины попытались пристыдить Мохиру, пригрозив ей заявлением в милицию, если та не отдаст коляску. Однако угрозы ничуть не смутили работницу собеса, она заявила, что невозможно доказать, что коляска была когда-то в пользовании Ольги, а начальник райсобеса в курсе ее махинаций и в разговоре с правоохранителями окажет поддержку. Обескураженные мужчины ушли ни с чем.
Аналогичная же история произошла в сентябре с инвалидом-спинальником Равшаном Г., живущем в Яккасарайском районе Ташкента.
Меченная коляска
Сотрудники собеса под предлогом того, что он уже достаточно попользовался коляской и сейчас она необходима другому инвалиду, забрали ее. Братья Равшана, узнав от семьи Ольги о махинациях с колясками, сделали метку краской на нижней стороне сиденья еще до визита собесовцев. Отдав коляску работникам собеса, родственники Равшана принялись целенаправленно искать именно ее. Они очень хотели разоблачить нечистоплотных соцработников, наживающихся на самых социально незащищенных — инвалидах.
«Родную» коляску удалось найти достаточно быстро, результат дало уже третье объявление в Интернете. Проведя осмотр найденной коляски, братья Равшана увидели эту метку и предъявили продавцу видеозапись того, как эта метка была сделана. После этого они подали заявление в милицию.
Как постановило следствие, продавец коляски приобрел ее на блошином рынке и перепродавал с наценкой после небольшого ремонта. Мужчина не смог вспомнить, у кого он ее купил, на чем дело и было закрыто. Тем не менее, коляску инвалиду все же вернули. Действия собесовцев следствие расценило как превышение должностных полномочий и суд, скорей всего, ограничится небольшим штрафом.
Напомним, в Минске не будет социального такси для инвалидов.