В начале этой недели на состоявшемся собрании на Узбекском национальном телеканале сотрудникам компании запретили выезжать за границу в отпуск и в другое время. Об этом сообщил радио «
Озодлик» (узбекская служба радиостанции «Свобода») источник, работающий на этом телеканале и присутствовавший на собрании. По его словам, собрание вел начальник отдела «Режим и безопасность» Фазлиддин Худойкулов.
Нельзя разговаривать с иностранцами даже дома.
Худойкулов сказал участникам собрания, что эта мера применяется, чтобы предотвратить раскрытие государственной тайны сотрудниками УзТВ. По словам источника, Худойкулов предупредил, что если кто-либо из сотрудников самовольно, вопреки запрету, выедет за границу, тот будет выгнан с работы.
Работающий на Узбекском национальном телеканале журналист, с условием не называть его имени, рассказал «Озодлик», что запрет для сотрудников МТРК гораздо шире. «В ноябре прошлого года вышел 193-й приказ председателя Узбекского национального телеканала Алишера Хужаева. Согласно этому документу, сотрудники Узбекского национального телеканала не могут не только выезжать куда-либо, но им также запрещено общаться с представителями международных организаций и сотрудниками дипломатических корпусов, даже разговаривать с иностранцами сотрудник УзТВ не должен», - сообщил журналист. По словам собеседника, в 193-м приказе есть отдельная глава о том, что сотруднику МТРК запрещено общаться с иностранными журналистами в Узбекистане. «В приказе отдельно указано, что сотрудник, пообщавшийся с каким-нибудь иностранным корреспондентом или журналистом, будет лишен работы, и такой запрет действует даже во время отпуска. Также в приказе указано, что запрещается в отпуск выезжать за границу без разрешения режимного отдела», - сказал журналист Уз ТВ.
Источник «Озодлик» из Уз ТВ также подтвердил, что все действия сотрудников регламентируются 193-м приказом. Сотрудник компании для выезда за границу должен обратиться с письменным заявлением к начальнику отдела «Режим и безопасность» Фазлиддину Худойкулову и получить разрешение. Вместе с тем, журналист компании сказал, что получение такого разрешения во многих случаях практически невозможно. «Разрешения не даст. В заявлении есть вопросы: «Куда едешь? Зачем едешь? С кем встретишься?». Даже если ответишь на все вопросы, разрешения не даст, но небольшая группа в телекомпании свободно путешествует куда и когда хочет», - отмечает источник. Аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» отмечают, что ранее журналистки Саодат Омонова и Малохат Эшонкулова, работавшие на телеканале «Ешлик» в УзТВ, были изгнаны с работы после того, как рассказали иностранным журналистам о беззакониях, творящихся на узбекском государственном телевидении.
Свобода прессы в Узбекистане – табу.
Не секрет, что узбекские журналисты никогда не могли похвастаться тем, что они могут объективно передавать своим зрителям то, что происходит в государстве. Тоталитарная машина за 20 с лишним лет истории независимости Узбекистана «перемолола» не одного желающего рассказать всю правду о том, что происходит в стране. Достаточно вспомнить пример независимого журналиста из Каракалпакстана Салижона Абдурахманова, который уже восемь лет пребывает за решеткой только за то, что он попытался рассказать правду о том, что творится в этом регионе. Несмотря на многочисленные петиции его коллег за рубежом, и акции протеста, о которых ранее сообщал «Биржевой лидер», пока не удалось добиться освобождения коллеги, который был приговорен на длительный срок тюремного заключения по сфабрикованному обвинению в хранении наркотических средств. К сожалению, состояние здоровья Салижона в последнее время ухудшилось, у него обострились старые болезни и, в условиях тюремного заключения, открылись новые, которые угрожают его жизни, тем не менее, официальный Ташкент не спешит реагировать на подобные сигналы, считая, видимо, что в многомиллионном государстве жизнь одного человека это лишь «винтик» в размеренном движении системы, а неугодных можно смело «выбрасывать за борт», и это беззаконие, которое творит режим Каримова, продолжается уже много лет.