Недавно Гульнара Каримова заверила, что полностью осознала всю важность соблюдения прав человека, однако следует ли ей верить? 20 декабря в британской газете «Гардиан» было опубликовано интервью, в котором старшая дочь президента сделала редчайшее для верхушки Узбекистана заявление, что явно не понимала, насколько права человека ущемлены в ее государстве. Об этом пишет информационный портал «Uznews.net».
«Некоторые люди говорили об этом в полный голос, но мне понадобилось время, чтобы понять в какой реальности мы живем», – отметила Каримова.
По поводу своего молчания или игнорирования массовых нарушений прав человека она сказала, что не желала вступать в конфликты и просто не замечала многих вещей, которые уже давно беспокоили многих людей из-за того, что была занята собственными проектами, грантами и поддержкой профессиональных сообществ.
Теперь Гульнара Каримова чаще начала заявлять о своих новых взглядах на защиту прав человека в собственном микроблоге в социальной сети Твиттер.
Там она уже не раз выступала с различного рода заявлениями, в частности, касательно разоблачения силовых органов Узбекистана, а именно, милиции и Службы национальной безопасности за их противоправные действия – пытки, коррупцию, обворовывание страны на особо крупные суммы денег. Ее гневные тирады затронули и членов семьи. Она много раз упоминала свою мать Татьяну Каримову, обвиняя ее в коррумпированности. В последний раз Гульнара написала, что ее мать складывала миллионы под его ванной, скрывая от отца.
Не обошла стороной она и младшую сестру Лолу с мужем Тимуром Тилляевым, которые были обвинены в нанесении урона бюджету страны в особо крупных размерах. Так, подконтрольная им компания «Абу-Сахий», которая занимается поставками товаров в Узбекистан, не оплачивает какие-либо сборы, в том числе и таможенные. Помимо этого, недавно она выступила с признанием в использовании детского труда при сборе хлопка, затем она добавила, что наблюдалась и масштабная эксплуатация медицинских работников, которые вынуждены были выходить на поля вместо работы.
Словам никто не верит.
Эндрю Штройляйн, который является представителем правозащитной компании Human Rights Watch, неоднократно делал попытки поговорить с Гульнарой Каримовой о правах человека еще в то время, когда она была в зените своей власти и славы.
Тогда, год назад, в декабре 2012 года, разговор между ними выглядел таким образом: «Вы можете прямо сейчас сказать, что систематические пытки в Узбекистане ужасающи?», – задал вопрос Штройляйн.
«Если вы требуете от меня заявления прямо здесь и сейчас, это охарактеризует меня как дурочку и популиста. Прямо сейчас – это для дурачков и популистов», – вот такой ответ тогда дала Каримова.
Штройляйн подытожил, что видимо только «популисты и дурачки не приемлют пытки и детский труд, и борются с ними всевозможными способами». После того как диалог завершился, Гульнара написала: «Я думаю, стоит закругляться с PRом несчастных, которые живут чужие жизни и станут известны на сек. только тогда, когда мы обратим на них внимание...»
На сегодняшний день в жизни Каримовой многое изменилось. В итоге, она сама стала жертвой произвола, а ее приближенные сидят в тюрьмах, где, по ее словам, подвергаются пыткам. В интервью «Гардиан» Штройляйн сказал, что Каримова отказывалась говорить о правах человека, будучи послом Узбекистана в ООН в Женеве.
«Сейчас, когда она оказалась в опале, ее люди под арестом подвергаются тем же методам, которые она защищала годами, она говорит о нарушениях и хочет, чтобы ее серьезно воспринимали», – констатировал Штройляйн.
На странице в соцсети Твиттер он утверждает, что в том случае, если Каримова захочет завоевать доверие, она должна начать говорить и о других арестованных людях, а не только о своих. К тому же, следует подтверждать слова действиями.
Даниил Кислов, главный редактор популярного сайта «Фергана.ру» совсем не верит Гульнаре Каримовой. По его словам, «Гульнара лукавит», заявляя о тревоге, которую испытывает вследствие нарушений прав человека в Узбекистане.
«Последние десять-пятнадцать лет она руководила успешным бизнесом, построенном если не на пытках, то на рейдерстве, запугиваниях и ином насилии, пользуясь правом «первой дочери» страны, в том числе, и с опорой на Службу национальной безопасности», – утверждает Кислов.
Еще один шанс.
Мутабар Таджибаева, известная правозащитница, заявляет, что любой человек заслуживает на второй шанс. Она отметила, что поддержит Гульнару, если та действительно желает измениться и в дальнейшем начнет работать над восстановлением защиты прав человека в Узбекистане.
«Не отталкивать ее, дать ей руку – думаю – это хорошо», – сказала Таджибаева. Однако правозащитница отметила, что в том случае, если правозащитную риторику Каримовой можно связать только с ее собственными бедами, то тут остается только сказать, что «яблоко от яблони недалеко падает».