Со 2 июля текущего 2014 года полномочия по принятию решения об опекунстве и попечительстве над сиротами в Узбекистане будут возвращены снова в городские и районные хокимияты.
Раньше этим занимались суды.
Президент Узбекистана 2 января 2014 года подписал указ "Об опекунстве и попечительстве". Принятый Законодательной палатой Высшего совета Узбекистана и одобренный Сенатом закон Республики Узбекистан "Об опекунстве и попечительстве" был опубликован в прессе 3 января. При этом "Радио Озодлик" (узбекская служба радиостанции "Свобода") напоминает, что год назад эти полномочия были взвалены на плечи гражданских судов.
По информации официальных источников, этот закон гарантирует создание эффективной многоступенчатой структуры защиты прав и законных интересов лиц, нуждающихся в опекунстве и попечительстве, в том числе и детей-сирот. По словам руководителя Совета опекунства и попечительства при Отделе народного образования одного из районов города Ташкента, основная новость в законе – это возвращение полномочий по передаче прав опекунства и попечительства от судов в хокимияты. "Раньше вопросы опекунства и попечительства решали хокимияты, но год назад эта задача была поручена судам, а в главе 10 нового закона сказано, что "городские и районные хокимияты будут решать вопросы опекунства и попечительства". Из этого следует, что когда закон войдет в силу, на основе информации, собранной нами, Советом опекунства и попечительства, решение будет принимать хокимият", - сказал руководитель Совета.
Ситуация не улучшится, но еще один повод для коррупции возникнет – эксперт.
Однако, по мнению Ташкентского экономиста Миркомила Тошкандиева, было бы лучше полномочия по решению вопросов опекунства и попечительства оставить судам, ибо, по его словам, "эти нововведения не улучшат условий получения опекунства и попечительства над детьми, а, скорее, приведут к новому витку взяточничества". "Скажу по правде, произойдет это потому, что в хокимияте много безграмотных людей. Я хорошо знаю, что многие вопросы решаются, не доходя до хокима. На самом деле вопросы опекунства должен решать суд, но в суде также сильна коррупция, они пока тоже не независимы, поэтому вопросы опекунства, по моему мнению, должны решать хорошо сформированные махали (квартальные комитеты – Ред.). Кто берет ребенка, какие у него условия, каков он сам – эти вопросы лучше махали никто не знает", - подчеркивает Миркомил Тошкандиев.
Как отмечают аналитики раздела "Новости Узбекистана" журнала для инвесторов "Биржевой лидер", в законе "Об опекунстве и попечительстве" ничего не сказано о возможности опекунства и попечительства над узбекистанскими детьми со стороны иностранных граждан.
Упомянутый выше руководитель Совета опекунства и попечительства одного из столичных районов заявил, что в этом случае остается прежний порядок, при котором иностранцы сдают все необходимые оформленные документы. "Мы подготовим все хокиму, и по его разрешению суд примет решение", - рассказал собеседник. По его словам, в прошлом году в городе Ташкенте опекунство получили около 100 детей. Таким детям до 18 лет ежемесячно выплачивается пособие в размере трех минимальных размеров оплаты труда.
Согласно положений закона, необходимо принимать во внимание моральные и личные качества, здоровье, ответственность в выполнении поручений со стороны лиц, которые назначаются опекунами над сиротами и детьми, оставшимися без родительского присмотра.
Стоит отметить, что в настоящее время в Узбекистане отсутствует точная информация о количестве сирот и детей, оставшихся без родительского присмотра. По сообщениям фонда "Сен ёлгиз эмассан" ("Ты - не сирота"), возглавляемого младшей дочерью Президента Узбекистана Ислама Каримова Лолой Каримовой-Тилляевой, в 2009 году число таких детей в Узбекистане составляло около 3,5 тысяч человек. Эти дети проживают в 26 приютах и 13 детских домах. Из них 10 являются общепрофильными, куда поступают в основном дети до трех лет из неблагополучных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети одиноких матерей (отцов), подкидыши, дети от больных матерей с активной формой туберкулеза, психически больных родителей, а также родителей, страдающих алкоголизмом.