Как известно, по окончании года принято подводить итоги и намечать планы на будущее. Подводили их и в Узбекистане. В январе на заседании правительства было объявлено о невиданных успехах страны и будущих великих свершениях. С приоритетами экономического развития Узбекистана, намеченными на 2014 год, разбирались эксперты разделов "Новости Узбекистана" и "Новости Форекса, курсов валют и биржи" журнала для деловых людей "Биржевой лидер".
Экономическое развитие страны в 2014 году.
Официальные СМИ Узбекистана по традиции рисуют картины больших экономических успехов в прошлом году и строят радужные планы на 2014 год. Что намечено на этот год? Выделим только несколько основных задач по развитию экономики:
- сохранение высоких темпов роста экономики. Согласно официальным данным, ВВП страны вырос на 8 процентов, что же касается планов, то в этом году планируется хотя и ненамного, но все же превзойти прошлые показатели. Рост экономики должен составить 8,1 процента. Правда, по прогнозу Всемирного банка, в 2014 году экономика Узбекистана вырастет все же меньше – на 6,5 процента, что, согласитесь, совсем неплохо. Но все же не на 8,1 процента. Собственно это еще раз подтверждает, что официальные статистические данные несколько искажают представление о реальном состоянии дел в экономике. И еще. Если, как утверждают узбекские СМИ, рост ВВП на протяжении почти двух десятилетий не опускается ниже в 7-8 процентов, то почему это мало отражается на социальном развитии страны? Кроме того, не будем сбрасывать с расчетов, что рост узбекской экономики поддерживается высокими ценами на сырье (золото, цветные металлы, газ, хлопок), денежными переводами гастарбайтеров и кредитами зарубежных банков. Другими словами, кто в этих условиях может быть уверен в макроэкономической стабильности Узбекистана?
А вот по промышленному производству намечено некоторое снижение роста, если в 2013 году оно выросло на 8,8 процента, то на этот год запланирован рост на 8,3 процента;
- модернизация промышленности, техническое и технологическое обновление производств. Заявлено, что инвестиции будут, в этом году планируется освоить свыше 3,9 миллиарда долларов иностранных инвестиций и кредитов, что на 29 процентов больше, чем в предыдущем году. В Узбекистане сделали ставку на создание и развитие специальных индустриальных зон с многочисленными льготами и преференциями для иностранных инвесторов – «Навои», «Ангрен», «Джизак». Есть и первые результаты. Так, сегодня на долю промышленности в ВВП приходится более 24,2 процента, тогда как в 2000 году этот показатель был в два раза меньше. Все большее место в структуре промышленности занимают обрабатывающие отрасли – на их долю приходится более 78 процентов промышленной продукции страны. В этом году планируется ввести в действие более 150 крупных производств, среди них, например, завершение строительства третьей нитки газопровода Узбекистан-Китай. Что же касается многих других объектов, то чаще всего речь идет о расширении уже имеющихся производственных мощностей или о продолжении строительства. Найти ответ на законный вопрос, как долго будет продолжаться строительство, к примеру, того же Устюртского ГХК, в официальных документах невозможно.
А как быть с тем, что на фоне победных реляций в стране остается более 140 убыточных предприятий, особо настораживает тот факт, что из них 67 предприятий – это крупные производства. Как быть с этими нерентабельными предприятиями? По-видимому, у правительства закончилось терпение, а с ним и идеи по их оздоровлению, если в качестве крайней меры предлагается реализовать их частным предпринимателям, да еще по «нулевой стоимости». И еще – об инвестициях. Известно, что попытки правительства привлечь иностранные инвестиции в несырьевые сектора оказались во многом просто безуспешными.
- диверсификации экономики. Власть рапортует, что свыше 72 процентов всего объема экспорта теперь приходится на несырьевые товары. И, несмотря на всю нестабильность глобального рынка, экспорт вырос на 10,9 процента, в стране положительное сальдо внешнеторгового оборота в размере 1,3 млрд. долларов. Обычно, когда речь заходит о диверсификации узбекской экономики, указывают на успехи отечественного автомобилестроения. Что можно сказать по этому поводу? Вопреки рисуемой официальной статистикой картине бурной диверсификации, она достигла лишь точечных успехов, прежде всего, благодаря автомобилестроению. Действительно, эта отрасль в стране создана практически с нуля, вот только говорить о конкурентоспособности ее продукции рано. Увы, но рынком сбыта для машиностроения Узбекистана являются Россия, Казахстан, Украина и Туркмения.
Но в этой ситуации не менее важен и другой вопрос, а именно – за счет чего Узбекистан достиг диверсификации экономики? Ответ хорошо известен: за счет жесткого протекционизма, а еще за счет занижения валютного курса сума. Известен и результат. Политика импортозамещающей индустриализации, несмотря на все усилия, так и не смогла обеспечить динамичное развитие отечественной промышленности, продукция которой могла бы конкурировать с импортными товарами.
При этом, сегодня, 13 февраля 2014 г. состоянием в 00:03 по киевскому времени курс узбекского сума к доллару США составлял 2 202,20, - как пояснили в брокерской компании Nord FX (NordFX), что видно на графике USD/UZS (UZS=X) валютных торгов Currency CCY:
Развитие финансовой системы и налоговой политики.
В официальных документах Узбекистана много говорится о макроэкономической сбалансированности. И, на первый взгляд, ее важнейшие показатели выглядят если и не впечатляющими, то уж точно убедительными. Судите сами:
- госбюджет исполнен с профицитом 0,3 процента к ВВП. И это при том, что в прошлом году налоговое бремя на экономику снизилось с 21,5 до 20,5 процента, а минимальная ставка налога на доходы физических лиц была уменьшена с 9 до 8 процентов;
- внешний государственный долг просто на загляденье – 17 процентов к ВВП и около 60 процентов к объему экспорта при нулевом внутреннем долге;
- инфляция высоковата – 6,8 процентов, но этот показатель ниже прогнозного;
- золотовалютные резервы увеличились на 2 процента;
- достаточность капитала банковской системы сохраняется на уровне, превышающем минимальные международные стандарты в 3 раза, а ее ликвидность – в 2,2 раза и т.д., и т.п.
А что на деле? Многие эксперты считают всю эту статистику ненадежной. На деле о кредитно-денежной политике узбекского Центробанка известно, прямо скажем, немного, банковская система страны остается слабой, подверженной кризисам, в первую очередь, из-за низкой прибыльности банков и высокого уровня рискованных займов. Как известно, чтобы не допустить оттока иностранной валюты из страны, власть в прошлом году вынуждена была пойти на введение драконовских валютно-импортных правил с ограничениями на перевод валюты за рубеж и конвертацией валюты.
Перспективы малого бизнеса.
Было заявлено, что в сфере малого бизнеса в стране создается около 55,8 процента ВВП. Для сравнения, в 2000 году этот показатель равнялся 31 проценту. На его долю приходится 23 процента промышленной продукции, практически весь объем рыночных услуг, 18 процентов экспорта продукции, здесь трудится 75 процентов всех занятых.
Но власти не собираются останавливаться на этом, заявлено, что малый бизнес и частное предпринимательство будут поддерживаться с нарастающей силой. Имеется в виду, прежде всего, формирование в стране благоприятной деловой среды. Что только ни обещают малому бизнесу – сокращение сроков, упрощение и удешевление разрешительных процедур, их переход на электронную форму и, конечно, снижение налоговой нагрузки.
Непонятно только, как эта неустанная «забота и внимание» коррелируется с распространенной в Узбекистане практикой отъема бизнеса, невыполнением условий контрактов, масштабной коррупцией? По-видимому, под Новый год принято не только подводить итоги и строить планы на будущее, но и давать пустые, ничем не подкрепленные обещания.