В Соединенных Штатах Америки был зачитан доклад, который подготовили в Государственном департаменте по правам человека в 2013 году, в котором говориться о том, в очередной раз в Узбекистане поступили совершенно несправедливо к политическим заключенным, тем самым нарушив основные права человека и переступив через собственную Конституцию. Дело касается политических заключенных, которые могли быть выпущены на свободу, согласно закону об амнистии, но так и не были выпущены. В докладе также названы имена этих осужденных, коими являются Салиджон Абдурахманов, Исроил Холдаров, Мурод Джураев и Агзам Тургунов. Аналитики раздела «Новости СНГ» издания для инвесторов «Биржевой лидер» решили рассмотреть более подробно данную ситуацию.
Узбекистан вновь нарушил свое обещание.
США уже неоднократно обвиняли власти Узбекистана в том, что те нередко допускают нарушения в области прав и свобод человека, однако и на этот раз картина не изменилась. В докладе, который был представлен Государственным департаментом Соединенных Штатов Америки, четко названы четверо осужденных, которые по всем статьям закона могли быть амнистированы, на так и не были выпущены на свободу. Видимо, на то есть определенные причины, которые власти Узбекистана оглашать не желают, тем не менее факт остается фактом, люди, попавшие под закон об амнистии, так и не были амнистированы. Ими являются Салиджон Абдурахманов, Исроил Холдаров, Мурод Джураев и Агзам Тургунов.
Напомним, что Салиджон Абдурахманов является журналистом, остальные узники, которые стали таковыми именно по политическим причинам, являются правозащитниками.
Закон об амнистии «по-узбекски».
Напомним также, что в Узбекистане еще в декабре прошлого года вышел закон об амнистии, который был приурочен к 21-летию существования Конституции Узбекистана. Согласно этому закону, под амнистию попадают малолетние преступники, женщины, заключенные, чей возраст более шестидесяти лет, граждане иностранных государств, преступники, находящиеся на инвалидности, а также заключенные, которые страдают тяжелыми заболеваниями.
Кроме того, по амнистии также должны были быть освобождены те преступники, чьи преступления являлись нарушениями в сфере общественной безопасности и преступлениями против мира, здесь, правда, существовала оговорка: заключенный должен был твердо настроен на искупление своей вины и стоять на пути к исправлению.
Стоит отметить и то, что те четверо политических заключенных имели полное право на освобождение по амнистии, но по причинам, которые, конечно, никому не известны, они так и не были освобождены. Этим самым были вызваны многочисленные вопросы в адрес властей Узбекистана у сторонников лояльных мер по отношению к политическим заключенным. Прошел уже год после подписания закона об амнистии в Узбекистане, однако все четверо остаются в заключении, кроме того, в Государственном департаменте США наоборот даже привели несколько примеров, когда властями Узбекистана были применены дополнительные меры наказания к тем, чей срок заключения уже подошел к концу или, к примеру, кто мог быть освобожден по амнистии.
Таким примером может стать дело правозащитника Абдурасула Худойназарова, который, отсидев положенный срок, вместо выхода на свободу получил еще «добавку» к своему сроку. Это власти объяснили как наказание за то, что Худойназаров систематически нарушал внутренние распорядки пребывания в колонии и нарушал порядок. Доказать обратное у Худойназарова, конечно, не получилось.
Тюремные власти сами себе хозяева.
Стоит отметить, что в отношении поведения тюремных властей в Узбекистане также было сказано много нелицеприятного. К примеру то, что они сами вольны определить качество отбывания наказания и его срок. То есть, они легко могут «доказать» горе-узнику, что тот не прав, и продлить его срок заключения. При этом доказать обратное не предоставляется никакой возможности. Кроме того, власти тюрьмы сами решают, кто именно может претендовать на долгожданную свободу, а кому, по их мнению, еще следует «перевоспитываться» и отбывать тюремное заключение дальше, пусть даже и сверх того срока, который изначально преступнику(?) был назначен судом (справедливым ли?).
Именно на основании собственных выводов и, конечно, указаний сверху составляется список тех, кто может претендовать на получение долгожданной свободы по амнистии, а кто еще не вправе даже задуматься об этом.
Кроме того, нередки пытки и истязания, которым подвергаются в тюрьмах Узбекистана узники. Жестокое обращение, антисанитария, голод и остальные «прелести» тюремной жизни Узбекистана являются уже вполне обыденными для страны, однако вызывают массу возмущения у правозащитников из других государств. Все то, чем окружены заключенные в тюрьмах Узбекистана, наносит вред не только здоровью, но и может представлять прямую угрозу их жизни.