По материалам центрально-азиатской новостной службы «CA-NEWS (UZ)», в Узбекистане правительственные политики и сотрудники сил безопасности сами активно участвуют в контрабандных операциях с наркотическими веществами. Об этом упоминается в новом докладе «Внешняя помощь центрально-азиатским армиям и силам безопасности», авторство над которым принадлежит Дмитрию Горенбургу. Подробности этого вопроса выясняли аналитики раздела «Новости Узбекистана» популярного интернет-журнала для успешных современных инвесторов «Биржевой лидер».
Внешние и внутренние угрозы.
Автор отчета придерживается точки зрения, в соответствии с которой режим Каримова преследует ряд внутренних и внешних угроз. Режим стал рассматриваться радикальными исламистскими силами в качестве серьезной опасности после взрывов в Ташкенте в 1999 году. Убийство высших руководителей Исламского движения Узбекистана коалиционными силами в Афганистане существенно уменьшило уровень угрозы нападений радикальных исламских групп в последние несколько лет, хотя власти Узбекистана продолжают расценивать радикальных исламистов как самую большую опасность, которая встала перед страной.
Автор доклада считает, что степень угрозы от радикальных исламистов режим Каримова явно преувеличил в целях оправдания своей политики подавления противников режима. Контрабанда и торговля наркотическими веществами также представляется серьезной проблемой для Узбекистана, хотя и не на масштабном уровне, угрожающему выживанию режима.
Напряженные отношения Узбекистана с соседними странами.
У Узбекистана имеются напряженные отношения с несколькими соседними странами. Самый больший потенциал для конфликта наблюдается с Таджикистаном по причине сложной этнической политики, которая связана с наличием значительного количества таджикских меньшинств в Узбекистане и узбекских меньшинств в Таджикистане. Узбекистан решил заминировать большую часть своей границы с Таджикистаном якобы в целях защиты от вторжений Исламского движения Узбекистана. Стоит отметить, что у Таджикистана и Узбекистана имеется многолетний спор касательно оплаты за экспорт энергоносителей и прав на воду. Узбекистан посылает в адрес соседнего государства угрозы насчет закрытия своей границы с Таджикистаном, если последнее государство реализует планы по строительству новой гидроэлектростанции, угрожающей водоснабжению для узбекской хлопковой отрасли.
Отношения с Кыргызстаном также являются довольно напряженными в последние десять лет. Такая ситуация сложилась из-за наличия узбекского меньшинства в Кыргызстане, что однако не стало причиной межгосударственного конфликта. Узбекистан последовательно отрицал принятие мер по поддержке этнических узбеков в Кыргызстане, даже во время драматических событий 2010 года.
Военная мощь Узбекистана.
Военная мощь Узбекистана – вторая по силе в регионе, уступающая лишь Казахстану. У узбекских Вооруженных сил имеется меньшее количество современного оборудования и немодернизированная учебная практика. По материалам экспертов, в общей сложности расходы Узбекистана на оборону составляют приблизительно два миллиарда долларов. Военные сосредотачиваются на усовершенствовании своих возможностей в целях одержания победы над нерегулярными боевиками, прибывающими из-за границы или внутренними противниками режима Каримова. В армии на сегодняшний день имеется около сорока тысяч кадров, разделенных на одиннадцать моторизированных бригад, одна танковая бригада, три артиллерийских бригады и одна ракетная бригада. Основная часть вооружения осталась от бывшего Советского Союза.
Военно-воздушные силы Узбекистана – очень большие и хорошо оборудованные, хотя воздушные судна страдают от плохого состояния и отсутствия обновлений. Вместе с этим пилоты в среднем имеют всего десять часов налета в год. Пограничная служба Узбекистана испытывает доверие к режиму Каримова, которому удалось обеспечить ее современным вооружением и техникой в целях гарантирования защиты границ страны от проникновения исламистских радикалов и других повстанческих групп.