Между представителями Таджикистана и Узбекистана на круглом столе в Душанбе в рамках программы ШОС разгорелась словесная перепалка.
«14 мая в Душанбе состоялась конференция по проблемам интеграции в области транспорта государств - членов ШОС, на которой между делегациями Ташкента и Душанбе произошла словесная перепалка по вопросам Рогунской ГЭС», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Секретарь международной комиссии по крупным плотинам в Таджикистане Хомиджон Орифов обвинил Узбекистан в том, что он препятствует прохождению транзита через свою территорию оборудования, предназначенного для строительства Рогунской ГЭС.
Единственной открытой дорогой для Таджикистана по перемещению грузов остается Кыргызстан.
Выступая на международной конференции «ШОС в обеспечении региональной безопасности: проблемы и перспективы», Хомиджон Орифов заявил:
- Нам было необходимо реконструировать один из агрегатов Рогуна, и нам пришлось доставлять ее самолетом, и эта турбина стала поистине золотой. В то время как по железной дороге привезти ее было бы гораздо дешевле. Однако Узбекистан не позволяет. Мы теперь говорим о сотрудничестве в рамках Организации шанхайского сотрудничества. Это что за сотрудничество? Если ШОС не может решить эту проблему, о чем же мы тогда говорим? Для чего нужна тогда эта организация? – отметил представитель Таджикистана.
Орифов добавил, что соседняя страна держит Таджикистан в постоянной транспортной блокаде и таким образом всячески препятствует строительству Рогунской ГЭС. По его словам, единственной открытой дорогой для Таджикистана по перемещению грузов остается Кыргызстан.
Кроме того, представитель Таджикистана также задал вопрос представителю Министерства транспорта Таджикистана: «Почему до сих пор не восстановлен участок дороги Галаба – Амузанг на юге Таджикистана и в чем проблема?» Этим вопросом он поднял еще одну проблему, которая добавляет вклад в похолодание отношений между двумя государствами.
В ноябре 2011 года на участке дороги Галаба – Амузанг, проходящей через территорию Узбекистана, произошел взрыв, после которого узбекская сторона разобрала железнодорожное полотно и до сих пор не восстановила. В результате транзит грузов через территорию Узбекистана сильно осложнился.
Стратегия внешней политики Узбекистана: сотрудничество в области транспорта с соседними государствами является приоритетным.
Участвовавший на конференции представитель Ташкента Уктам Носиров в ответ на утверждения Хомиджона Орифова заявил, что Узбекистан больше других заинтересован в улучшении транспортного сообщения между государствами, так как является одним из двух государств, которым для достижения до морского порта, необходимо пересечь территорию двух государств.
- В стратегии внешней политики Узбекистана, которая была принята в 2012 году, отмечается, что сотрудничество в области транспорта с соседними государствами, является приоритетным. Однако сейчас я не смогу вам ответить по поводу того участка дороги, но обещаю, выяснить и проинформировать вас в ходе конференции, – сказал Уктам Носиров.
Основным источником споров, из-за которых отношения между Узбекистаном и Таджикистаном не могут наладиться, является проект Рогунского гидросооружения.
По утверждению экспертов, осложнение провоза грузов через территорию Узбекистана и давление Ташкента на Душанбе связано именно с его решением не допустить строительство Рогуна.
Из-за взрыва на участке дороги Галаба – Амузанг на несколько месяцев на территории Узбекистана застряло 400 вагонов с грузами, предназначенными для населения на юге Тадхикистана. Это, конечно, отразилось на качество жизни этого населения, доставив ему немалые проблемы.
Международная конференция «ШОС в обеспечении региональной безопасности: проблемы и перспективы» завершила свою работу в четверг.
Членами ШОС, кроме Узбекистана и Таджикистана, являются еще Россия, Казахстан, Кыргызстан и Китай.