О Шухрате Домбрабадском ходят различные легенды.
Для одних он – обычный грабитель, ранее бывший таксистом. Для других он – святой, построивший на свои деньги мечеть в Ташкенте и совершивший хадж вместе с президентом Узбекистана. Многие другие же знают Шухрата Домбрабадского как благородного разбойника Робина Гуда, отнимающего деньги у богатых для совершения добрых дел и защищающего слабых от злобных тиранов.
Еще одни считают его героем, расстрелявшим в 1993 году в Ташкентском массиве Дендропарк головорезов мафии. «Есть и такие, кто считает его личным врагом председателя СНБ Рустама Иноятова», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Многие собеседники радио «Озодлик» думают, что Шухрат Домбрабадский давно уже умер. По их утверждению, в 1994 году Шухрат Домбрабадский был расстрелян по решению суда.
Собеседники даже рассказывают с подробностями о расстреле Шухрата Домбрабадского, как будто сами были свидетелями этого процесса. Например, Шухрат Домбрабадский сказал исполнителю: «Завяжи мне шнурки на ботинке», и тот исполнил эту просьбу.
В то же время радио «Озодлик» стало известно, что Шухрат Домбрабадский жив и проходит наказание в тюрьме Жаслик.
Как говорят, по указанию президента Узбекистана Шухрат Домбрабадский содержится 21 год под строгим контролем СНБ в тюрьме.
В романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» читателя приводит в ужас история марсельского моряка Эдмона Дантеса, пробывшего в заточении 14 лет.
А попечитель мечети Шухрат Домбрабадский сидит в тюрьме уже 21 год за угон автомобиля.
Если замок Ив, в котором отбывал наказание Эдмон Дантес, со всех сторон был окружен водой, то тюрьма Жаслик, в которой находится Шухрат Домбрабадский, расположена в центре пустыни, где у птицы сгорают крылья, а у путника обжигаются ноги в горячем песке.
С тех пор как была построена тюрьма Жаслик, еще ни одному заключенному не удалось сбежать оттуда.
Наш рассказа о вечном узнике - Шухрате Домбрабадском (Шухратилле Носирове).
Вечный узник Жаслика.
В 1994 году обвиненный в организации преступной группировки Ташкентским городским судом и приговоренный к 15 годам лишения свободы, 57-летний Шухратилла Носиров до сих пор находится в тюрьме.
Навестившие заключенного родственники сообщили радио «Озодлик», что Шухратилла Носиров подвергался пыткам и под предлогом незначительных нарушений его срок заключения удлинялся.
Известный среди жителей Ташкента как Шухрат Домбрабадский, заключенный должен был освободиться в сентябре 2009 года, но срок содержания его в тюрьме был продлен.
Невестка заключенного пожаловалась в беседе с радио «Озодлик», что ее свекор стал пожизненным заключенным.
«Мы ждали освобождения свекра. Он отсидел от звонка до звонка. Но не выпустили. Раскрутили, что «получил извне лекарства для потребления» и добавили срок. Наша жизнь проходит в посещениях тюрьмы. Все, что находим и зарабатываем, вот уже 21 год уходит в тюрьму. Когда выйдет на свободу – неизвестно. Нам очень сложно добираться в Жаслик. Мы писали в ГУИН (Главное управление исполнения наказаний), чтобы его перевели поближе, но нам отказали», - рассказала невестка Шухратилла Носирова в беседе с радио «Озодлик».
Узник под контролем президента.
Кто такой Шухратилла Носиров, обвиненный в угонах машин, грабежах и организации преступной группировки, арестованный в сентябре 1993 года и приговоренный к 15 годам лишения свободы судом в 1994 году? Почему ежегодная амнистия обходит его стороной? Почему отсидевшему 15 лет в тюрьме Носирову дважды продлили срок заключения? По словам бывшего заключенного Мухаммадсолиха Абутова, сидевшего одно время вместе с Шухратиллой Носировым в Кашкадарьинской тюрьме Шайхали, а ныне живущим в Швеции, Шухратилла Носиров входит в число узников, контролируемых самим президентом, и никогда не выйдет на свободу.
«В зоне его знают как «узника, контролируемого самим президентом». Говорили, что «засветившиеся» представители преступных группировок или лидеры преступного мира, такие как Самандар Куконов, попадают в число узников, контролируемых самим президентом. Некоторые религиозные деятели тоже попали в таковые. Например, кокандский имам Мухаммад Ржаб домла, крупный предприниматель Рустам Усмонов тоже под контролем президента. Тюремные думают, что Шухрат хожи Домбрабадский тоже под контролем президента. Но это не совсем так. На самом деле они под контролем СНБ. СНБ дало задание администрации тюрьмы, чтобы они не вышли никогда на свободу. Когда подходит к концу срок их заключения, то под каким-нибудь предлогом срок продлевается, и их таскают из зоны в зону», - сказал бывший заключенный узбекских тюрем Мухаммадсолих Абутов в беседе с радио «Озодлик».
Журналист Шароф Убайдуллаев, бывший участником мероприятий президента Узбекистана в 1993 году по борьбе против организованных преступных группировок, сказал, что крупные криминальные авторитеты, содержащиеся в узбекских тюрьмах, на самом деле находятся под контролем президента.
«У такого контроля есть своя история. В 1992 году известный криминальный авторитет из Андижана по имени Ахрор, сидевший в тюрьме из-за коррупции в МВД Узбекистана, сумел отправиться из тюрьмы в Асаку и отпраздновать там свой день рождения. Когда этот случай дошел до уха президента, разразился громкий скандал. С тех пор содержащиеся в тюрьме крупные криминальные авторитеты находятся под контролем президента. Что касается Шухратиллы Носирова, то это серьезный вопрос. Например, в те времена и президент до трапа самолета шел пешком. А Носиров привык до трапа подъезжать на машине. Если бы дело ограничивалось только таким высокомерием. Носиров угонял машины у людей и продавал им самим же снова. Общество должно ограждать таких людей», - сказал собеседник.
Автор книги об узбекских тюрьмах, бывший заключенный, ныне живущий в Швейцарии, Сафар Бекчон в 1994 году в подвалах Таштюрьмы встречался с Шухратиллой Носировым. Он вспоминает:
«Он свободно пришел в мою камеру и поинтересовался моим состоянием. Он помогал мне в некоторых бытовых вопросах, таких как отправить письмо на волю или привезти оттуда продукты. В общем, его на зоне очень уважали. Для верующих на зоне он был Шухрат хожи, для остальных – Домбрабадский», - сказал бывший заключенный Сафар Бекчон.
Стрельба в Дендропарке, или задержание Домбрабадского.
Стрельба летом 1993 года в Дендропарке потрясла не только Ташкент, но и весь Узбекистан. Обучавшийся в то время в Ташкенте студент из Бухары вспоминает, как Шухрат Домбрабадский устроил «разборку» в Дендропарке в Ташкенте с наиболее оголтелыми «силовиками» криминальных групп и застрелил двоих.
Согласно еще одному утверждению, именно после этого криминальные группы вопреки «воровскому кодексу» в сотрудничестве с правительством обеспечили арест Домбрабадского.
Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть утверждения по поводу этих событий, произошедших 21 год назад.
У нас в руках есть только заключение суда по уголовным делам города Ташкента от 29 сентября 1994 года.
В заключении говорится о грабежах и организованной преступности.
На 21 странице приговора приведены подробности о деяниях заключенного, приговоренного к 15 годам лишения свободы.
Согласно судебному заключению, в доме у попечителя мечети имени Носирхона Шухратилла Носирова найдены 10 пуль, одна граната и 10 граммов наркотического средства. Кроме того, во время следствия были обнаружены неясности в документах по мраморным деталям, поставленным Носировым из предприятия «Тошкентмармар» для строительства мечети. Суд также квалифицировал как организованную преступность угон машин у хозяев и возвращение им за вознаграждение.
Председатель суда Назарова Т. Х. также вынесла решение о конфискации имущества Шухратиллы Носирова.
«Конфискованные у Шухратиллы Носирова 10 пуль и одна граната должны быть возвращены в МВД Узбекистана», - говорится в решении суда.
По словам правоведа, ознакомившегося с решением суда, лишение Шухратиллы Носирова свободы на 15 лет на основании приведенных обвинений, неправомерно.
«Часть заключения о 10 пулях, одной гранаты и 10 граммов анаши совсем не вызывает доверия и не подтверждена показаниями свидетелей. То, что эти «доказательства» подброшены милицией, видно из заключения. С другой стороны, держать по этим обвинениям человека 21 год в заключении неправильно ни с правовой точки зрения, ни с точки зрения простой человеческой совести», - сказал собеседник.