Как известно, одной из проблем современного Узбекистана, которая негативно сказывается на имидже государства, является практика принуждения к работе на хлопковых плантациях. Многочисленные международные правозащитные и общественные организации уже много лет фиксируют случаи использования принудительного труда взрослых и детей в процессе ухода за хлопковыми полями, а также последующей уборки урожая хлопка-сырца. Судя по всему, в 2014 году в этом смысле все будет без перемен.
Абитуриентам в договорах на обучение прописывают участие в сборе хлопка.
Как сообщает узбекский независимый информационный портал «Uznews.net», норма об участии студентов в предстоящем сборе хлопка прописана в договоре с администрацией одного из учебных заведений Узбекистана - Ангренского политехнического колледжа. В договоре о взаимных обязательствах администрации, родителей и учащегося, который со стороны учебного заведения подписывает директор упомянутого учебного заведения по фамилии Рашидхонов, содержится обязательство со стороны родителей и учащихся о том, что будущие студенты обязаны, дословно, «когда начнётся хлопковая кампания (без всяких причин участвовать в ней».
Стоит отметить, что подписание подобного договора является обязательным условием приема документов абитуриентов для последующего их рассмотрения приемной комиссией колледжа. Таким образом, выходит так, что детей, которые еще даже не приняты на обучение, ставят перед фактом того, что в начале предстоящей осени они, скорее всего, не сядут за парты, а на пару месяцев отправятся в узбекскую глубинку, где вместо изучение правил и формул будут «совершенствовать технику» ручной уборки хлопка-сырца на нескончаемых плантациях.
Из условий договора следует, что администрация колледжа, в свою очередь, берет на себя обязательство «соблюдать законы Республики Узбекистан», о чем содержится прямое указание в документе. При этом сам факт наличия в договоре подобных пунктов об обязательном участие детей в хлопковой компании является непосредственным нарушением узбекского законодательства, а также попыткой использовать правовую неосведомленность некоторых родителей абитуриентов.
Любопытно, что в других колледжах и лицеях Ангрена поступают несколько хитрее. Там в договорах с учащимися и родителями не указывают норму об обязательном выезде учащихся на сбор хлопка, хотя еще в прошлом году такая практика была повсеместной. В то же время родителей об этих обязательствах предупреждают устно, а также предлагают откупиться от повинности деньгами или продуктами.
Вместе с тем еще в 2011 году Совет Федерации профсоюзов Узбекистана, Ассоциация фермерских хозяйств и Министерство труда и социальной защиты населения страны опубликовали совместное заявление о недопустимости использования принудительного труда детей при проведении сельскохозяйственных работ. «Привлечение детей в возрасте до 15 лет включительно к труду, а учащихся средних специальных профессиональных учреждений – до окончания обучения, в том числе к сельскохозяйственным работам, допускается только в целях трудового воспитания, профессиональной ориентации на добровольной основе, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей и в рамках утвержденных программ профподготовки, с соблюдением предусмотренных законодательством ограничений», - говорилось в упомянутом заявлении. Помимо этого, в нем также отмечается, что «привлечение детей к труду, включая труд в общесемейном предприятии или фермерском хозяйстве», не должно препятствовать полноценной их учебе. «Любая форма принуждения детей к труду с чьей-либо стороны, включая угрозу применения санкций по отношению к ним самим или их родителям, является недопустимой и преследуется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан», – подчеркивается в документе.
Как отмечает редакция сайта «Uznews.net», прокуратура города Ангрен обязана проявить интерес к не имеющему юридической силы договору и готовящемуся правонарушению в отношении родителей и учащихся Ангренского политехнического колледжа со стороны его директора Рашидхонова. Кроме того, следует обратить внимание на данный случай и Комиссии Международной организации труда (МОТ), которая проводит мониторинг детского труда на сборе хлопка в Узбекистане. Данная ситуация свидетельствует о том, что вопреки принятым Узбекистаном обязательств в виде ратифицированных Конвенций МОТ по искоренению принудительного труда в стране продолжает вестись заблаговременная и целенаправленная подготовка к массовой эксплуатации детей.
МОТ: в Узбекистане создана «государственная система принуждения».
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер», по итогам мониторинга компании по сбору хлопка в 2013 году, Международная организация труда вынуждена была признать, что Узбекистан – это страна, которая создала мощную государственную систему принуждения. Согласно отчету МОТ, основными сборщиками хлопка, как и прежде, остаются 15-17 молодые люди, а в некоторых областях сбору были привлечены и учащиеся начальных классов школ.
Привлечение детей осуществляется государством через систему образования, о чем говорится в отчете. Работники государственного и частного сектора вынуждены были собирать хлопок из-за боязни потерять работу. Для вывоза на поля государство использовало общественный транспорт, а в целях временного проживания хлопкоробов в отдаленных районах были приспособлены школы и общественные учреждения. «Основные траты за «проживание» несли сами хлопкоробы», - говорится в отчете. МОТ сообщила о привлечении к сбору хлопка в Узбекистане в 2013 году около 1 миллиона человек.
Автор: Роман Иванченко