Каракалпакский оппозиционер Омон Сагидуллаев назвал надуманными обвинения со стороны властей Узбекистана. Подчеркивая, что в душе у борющихся за независимость Каракалпакстана людей нет никакой вражды к Узбекистану, он утверждает в беседе с радио «Озодлик», что все претензии его единомышленников направлены против режима Каримова.
По его утверждению, срок договора от 1993 года о вхождении Каракалпакстана в состав Узбекистана на 20 лет истек в прошлом году. Именно поэтому в Каракалпакстане активировались различные движения и оппозиционные партии с требованием независимости страны», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
- Если называть по именам, то это партия «Свободный Каракалпакстан», Движение свободы Каракалпакстана, «Патриоты Каракалпакстана», «Молодежь Каракалпакстана». У всех у них одна цель – независимость Каракалпакской Республики, - сказал Омон Сагидуллаев.
С активизацией каракалпакских оппозиционеров узбекские спецслужбы начали охоту на них. Собеседник оценивает появление в узбекских изданиях критических статей про него как одно из средств кампании охоты.
Каракалпакстан способен сегодня выйти на арену как самостоятельное государство.
Напомним, 3 июля нынешнего года на полуофициальном сайте Узбекистана 12news.uz появилось сообщение о том, что называющий себя лидером сепаратистского движения «Вперед Каракалпакстан» Омон Сагидуллаев за нанесенный Узбекистану финансовый ущерб объявлен в республиканский и международный розыск.
Являясь руководителем учреждения «Агроинтехника», Сагидуллаев называет клеветой обвинения в присвоении им 2 миллиардов государственных денег. Он рассказал, что ранее его обвинили в недостаче 64 миллионов сумов, и даже после того, как его родственники собрали данную сумму, мужчину долгое время продолжают притеснять в Каракалпакстане.
Проживающий сейчас за рубежом Омон Сагидуллаев считает возбуждение против него уголовных дел в Узбекистане политическим давлением за его деятельность.
По его мнению, долгие годы находившийся в составе разных стран, Каракалпакстан способен сегодня выйти на арену как самостоятельное государство, и этот вопрос должен быть решен через всенародный референдум.
На наш вопрос о том, что «если Каракалпакстан станет самостоятельным государством, то не повторится ли, как в других появившихся постсоветских этнических государствах, история с усилением национализма и не подвергнутся ли национальные меньшинства, в частности, узбеки дискриминации», Омон Сагидуллаев ответил, что каракалпаки всегда были толерантными.
- Когда мы учились в школе, каракалпаки никогда не говорил другим «ты узбек или туркмен», это было стыдно. Во времена СССР на каракалпакском телевидении транслировались программы, посвященные культуре разных народов, например, «Тил урталиги». В последнее время все это прекратилось, и сейчас на телевидении сам каракалпакский язык попал в затруднительное положение. Я считаю, что сегодня каракалпакская литература, культура, искусство, образовательно-воспитательная система попали под большое давление. Испытывая такое давление на себе, мы никогда не позволим националистические дела, - сказал Омон Сагидуллаев.
Омон Сагидуллаев: Мы - жертвы режима Каримова.
Надеясь видеть в будущем Каракалпакстан в качестве парламентской республики, наш собеседник говорит, что в той стране люди будут назначаться на ответственные посты не по знакомству или национальному признаку, а по их способностям.
По предположению Сагидуллаева, после получения независимости Каракалпакстан должен сохранять и развивать добрососедские отношения с соседними странами, в частности с Узбекистаном и его народом.
- У нас, каракалпаков и каракалпакских оппозиционеров, нет никакой враждебности против Узбекистана, против узбекского народа, узбекской оппозиции. Мы с узбеками - родственные народы. Мы - жертвы режима Каримова. Мы сторонники закрытия на территории Каракалпакстана концлагеря «Жаслык» режима Каримова и освобождения всех узбекских политических заключенных. Если мы добьемся независимости, то можем предоставить политическое убежище узбекам и узбекской оппозиции. Мы считаем, что разговоры о «ваххабизме» и «акромизме» придуманы режимом Каримова. Это обычные узбекские набожные люди. Нельзя преследовать и сажать человека за его политические или религиозные убеждения.
Каримов это делает, чтобы сохранить свою власть. Он сидит на этом месте более 25 лет. Я не думаю, что с уходом Каримова жизнь в Узбекистане ухудшится, напротив, Узбекистан будет жить значительно лучше. Мы и желаем избавить Каракалпакстан от режима Каримова», - сказал каракалпакский оппозиционер Омон Сагидуллаев.