В рейтинге Global Firepower Index (Мировой индекс военной мощи) Вооруженные силы Узбекистана заняли 48 место среди 106 государств. «В постсоветском пространстве Узбекистан оказался на третьем месте после армий России и Украины, а в Центральной Азии – на первом месте», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане). Беседовавшие с радио «Озодлик» независимые эксперты, однако, утверждают, что количество военных и оружия в их руках не является мерилом мощи армии.
Мировой индекс военной мощи (Global Firepower Index) составляется военными и экономическими экспертами и является одним из самых объективных. Он учитывает свыше 50 различных показателей. При его составлении ведется не только скрупулезный подсчет танков, самолетов и военных кораблей, но и учитывается численность кадрового состава армии и ее резерва, уровень финансирования военной сферы, транспортная инфраструктура страны, добыча нефти, размер государственного долга и даже протяженность береговой линии, словом, все факторы, способные повлиять на боеспособность национальной армии.
Правительство Узбекистан ежегодно тратит на армию 1 миллиард 422 миллионов долларов.
По данным рейтинга, сегодня Узбекистан, насчитывающий 28 миллионов 661 тысячу населения, имеет пригодный к воинской службе контингент в 13 миллионов 311 тысяч 936 человек; каждый год призывного возраста достигают 601 860 молодых ребят¸ армия Узбекистана сейчас насчитывает 65 тысяч военнослужащих¸ в запасе находятся 20 тысяч солдат и офицеров.
Сегодня Вооруженные силы Узбекистана обладают 420 танками, 164 самолетами (69 истребителей/перехватчиков, 65 вертолетов и др.), 715 боевыми машинами пехоты и другой боевой техникой, примерный военный бюджет страны - 70 млн. долларов.
Согласно другому рейтингу, опубликованному в прошлом месяце Международным центром стратегических исследований (Лондон) – ISIS, правительство Узбекистана ежегодно тратит на армию 1 миллиард 422 миллиона долларов, и это составляет из 16¸6 миллиарда долларов государственного бюджета почти 10 процентов.
Однако военные специалисты утверждают, что, несмотря на такие траты на армию, назвать армию Узбекистана мощной трудно.
- Как любая авторитарно-тоталитарная система, режим Каримова опирается на силовые структуры. Содержание же их – дорогое дело и ясно, что Каримов тратит на это огромные средства, хоть цифры и держатся в секрете. Однако трата огромных средств не является основанием говорить, что Вооруженные силы Узбекистана одна из мощных армий мира и способна решать глобальные или региональные проблемы, - говорит российский военный обозреватель Владимир Мухин в беседе с радио «Озодлик».
Бывший сотрудник Генштаба Вооруженные силы Узбекистана Карен Назаров также присоединяется к мнению Мухина. Военный специалист из Узбекистана говорит, что огромные средства из государственного бюджета тратятся не на укрепление военно-технической мощи или подготовку ведущих кадров армии, а на удержание верности к режиму людей с оружием.
Вооруженные силы Узбекистана все еще не избавились от надзора России.
- Государство опирается на силовиков, поэтому платит им большие деньги. Простой пример, их зарплата в разы превышает зарплаты в других сферах. Кроме того, государственным служащим зарплату переводят на пластиковые карточки, только военные получают наличными. Почему? Потому что недовольство военных может создать проблему режиму Каримова. Я на своем опыте не видел, чтобы тратились средства на новое вооружение и технику или на современные средства связи, - говорит бывший военный Узбекистана.
На вопрос, какой главный критерий мощности той или иной армии, еще один военный эксперт из России Вадим Козюлин отвечает, что это военный дух.
- История показывает, что на первом месте стоит военный дух. Но это невозможно измерить. Поэтому рейтинги составляются на основе факторов, которые можно измерить и взвесить. Никто не отрицает наличие в Узбекистане боеспособной армии с соответствующим техническим оснащением. Однако, какая часть этой техники новейшая, насколько узбекские военные овладели этой техникой – оценить сложно из-за закрытости этой информации, - говорит эксперт Центра стратегических исследований России по военной стратегии Центральной Азии Вадим Козюлин.
Подтвердивший эту мысль бывший военный Узбекистана говорит, что, несмотря на 23 года независимости, Вооруженные силы Узбекистана все еще не избавились от надзора России.
- Когда я работал, большая часть техники, в частности средства связи, поступали из России. Естественно, ключи поступали оттуда же. И сейчас также. Потому что не только Узбекистан, но и другие постсоветские государства получают средства коммуникации и ключи из России. Значит, в России есть точно такие же ключи. И они могут в любое время узнать ваши секреты. Не только ключи, ни специалист, обучивший вас работать с ключом, сидит в России. Поэтому я не думаю, что армия Узбекистана сильна и независима, - сказал Карен Назаров.
Поскольку Вооруженные силы Узбекистана пока не испытаны в своей главной задаче – защите страны от внешних посягательств, – то, по мнению специалистов, трудно оценить их боевую готовность.
Военные специалисты считают, что после того, как Вооруженные силы США в конце этого года покинут Афганистан и на южных рубежах снова активируются талибаны, то есть возникнет угроза исламского экстремизма, – это может стать серьезным испытанием для узбекской армии.